Можно ли присваивать инвентарные номера основным средствам стоимостью менее 10 000 руб.?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Можно ли присваивать инвентарные номера основным средствам стоимостью менее 10 000 руб.?

Дата публикации 20.05.2020

Вопрос аудитору

При покупке основных средств стоимостью до 10 000 руб. они автоматически списываются на забалансовый счет 21. При этом согласно Инструкции № 157н инвентарная карточка не формируется и номер не присваивается. Отсутствие инвентарного номера (либо кода) на предметах создает трудности при инвентаризации и контроле за имуществом.

В программе "1С:БГУ 8" предусмотрено формирование номера на предметы стоимостью ниже 10 000 руб. Структура номера аналогична основным средствам стоимостью свыше 10 000 руб. Также в программе при внесении номенклатуры основных средств присваиваются коды (порядковые номера).

Можно ли использовать на забалансовом счете 21 номера, которые формируются в программе, и подписывать ими предметы? Если формировать инвентарный номер, то номера на всех основных средствах (стоимостью до 10 000 руб. и свыше 10 000 руб.) будут одной структуры. Это допустимо? Либо использовать порядковый номер и подписывать им?

Такие действия противоречат инструкции, но обезличенные предметы очень затрудняют учет и контроль. Объектов стоимостью до 10 000 руб. довольно много. Что можно сделать в этой ситуации?

В соответствии с п. 46 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), п. 9 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС "Основные средства"), объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно уникальные инвентарные порядковые номера не присваиваются.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятых актами учреждения. Учреждение формирует учетную политику, исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых полномочий и (или) функций.

При этом учреждение руководствуется законодательством, СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также учетной политикой органа-учредителя (п. 4 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

Учетная политика должна учитывать особенности деятельности учреждения, но не может противоречить нормативным правовым актам по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета. Поэтому полагаем, что вводить в учетную политику положения о порядке присвоения инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, некорректно.

Присвоение инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, в то время как Инструкция № 157н прямо указывает на их учет без инвентарных номеров, может рассматриваться как нарушение порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах. См., например, Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. Федеральным казначейством 19.12.2017 (код нарушения (риска) 030102010720-24).

Кроме того, если принять решение о присвоении инвентарных номеров основным средствам, которые учитываются на забалансовом счете 21, в одной структуре с инвентарными номерами основных средств, которые учитываются на балансе, номеров будет слишком много. Также будут разрывы в нумерации основных средств, которым по Инструкции № 157н должны присваиваться инвентарные номера.

Присвоение порядковых номеров основным средствам, учитываемым на забалансовом счете 21, не противоречит положениям Инструкции № 157н и СГС "Основные средства". По нашему мнению, их можно использовать и подписывать основные средства стоимостью до 10 000 руб.