Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (компьютеры, бытовую технику, мебель)?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (компьютеры, бытовую технику, мебель)?

Дата публикации 06.03.2020

Смотрите также

Вопрос аудитору

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 - IV-й класс опасности;

5 - V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) - к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

 Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также