Какими проводками отразить замену лекарственных препаратов ненадлежащего качества?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Какими проводками отразить замену лекарственных препаратов ненадлежащего качества?

Дата публикации 16.02.2021

Вопрос аудитору

Можно ли для отражения операций по замене лекарственных препаратов, не соответствующих требованиям нормативной документации, приобретенных за счет ОМС, использовать следующие записи:
Дт 7 401 10 172 Кт 7 105 31 441 - изъяты из оборота лекарственные препараты ввиду несоответствия требованиям нормативной документации,
одновременно увеличение на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (в целях сохранности лекарственных препаратов до возврата поставщику);
Дт 7 209 34 564 Кт 7 401 10 134 - предъявлена претензия поставщику на лекарственные препараты, изъятые из оборота в связи с несоответствием требованиям нормативной документации.

Можно ли использовать счет 7 209 34 000 или такую ситуацию нужно рассматривать как недостачу медикаментов и переводить на 2 209 34 000? Можно ли в операциях за 2020 г. руководствоваться письмом Минфина России от 12.10.2018 № 02-06-10/73415?

Из вопроса следует, что учреждение возвращает поставщику лекарственные препараты спустя некоторое время после того, как они были учтены на балансе. Причина в том, что характеристики препаратов не соответствуют условию контракта. По сути, поставщик поставил товар ненадлежащего качества.

Последствия передачи товара ненадлежащего качества установлены ст. 475, 503, 518 ГК РФ. Учреждение-покупатель, которому передан такой товар, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков) покупатель вправе:

Если покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом поставщика (п. 1 ст. 514 ГК РФ).

Инструкциями по бухгалтерскому (бюджетному) учету не предусмотрено конкретного порядка, а также специальных бухгалтерских записей для отражения операций по возврату материальных запасов поставщику. Фактически при возврате материалов у учреждения-покупателя запасы выбывают с учета, возникает задолженность продавца перед учреждением. Это происходит в рамках того же договора поставки материалов.

На основании п. 7 СГС "Запасы", утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н, материальные запасы - это ценности, которые являются активами, приобретаются для потребления в деятельности учреждения.

Активом признается имущество, принадлежащее учреждению и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Лекарственные препараты, не соответствующие требованиям нормативной документации, активом не являются, поэтому обоснованно могут быть списаны по дебету счета 7 401 10 172 и кредиту счета 7 105 31 441. Одновременно в целях контроля за сохранностью до возврата поставщику препараты учитываются на счете 02.

В соответствии с п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), суммы выявленного ущерба, нанесенного нефинансовым активам, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172.

В пункте 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), для казенных учреждений конкретизировано, что суммы возмещений в натуральной форме, предъявленные поставщикам согласно государственному контракту (договору), отражаются по дебету счета 0 209 34 000 и кредиту счета 0 401 10 172. При этом согласно приложению 2 к Инструкции № 162н в разрядах 1 - 17 номера счета 0 209 34 000 в части возмещения расходов текущего года ставится код КРБ.

Поскольку показатели в учете учреждений всех типов должны быть сопоставимы, по нашему мнению, бюджетное учреждение также вправе указать корреспонденцию счетов:

Дебет КРБ 7 209 34 564 Кредит КДБ 7 401 10 172 - начислена задолженность поставщика по возмещению в натуральной форме лекарственных препаратов ненадлежащего качества.

Когда поставщик заменит препараты другими, соответствующими требованиям нормативной документации, учреждение сделает запись:

Дебет КРБ 7 105 31 341 Кредит КРБ 7 209 34 664 - приняты к бухгалтерскому учету лекарственные препараты, поступившие в порядке замены (такая операция Инструкцией № 174н не предусмотрена, поэтому ее необходимо согласовать в порядке п. 4 Инструкции № 174н). Подобная корреспонденция счетов для казенных учреждений приведена в п. 86 Инструкции № 162н.

Возврат денежной суммы, уплаченной за товар, представляет собой односторонний отказ от исполнения договорных обязательств (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Договор в одностороннем порядке расторгается, а стороны возвращаются в исходное положение, обратной реализации товара в таком случае не происходит независимо от того, был принят к учету товар покупателем или нет. Право собственности от продавца покупателю на товар не переходит. Такой вывод следует из судебной практики (см., например, постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2017 по делу № А66-15153/2015).

Договор поставки считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 523 ГК РФ).

Возврат ранее перечисленных средств за некачественный товар является по своему экономическому содержанию восстановлением затрат учреждения (письмо Минфина России от 23.12.2016 № 02-07-10/77985).

Исходя из того, что стороны договора купли-продажи возвращаются в исходное положение, а возврат средств представляет собой восстановление кассового расхода, при возврате поставщиком денежных средств за лекарственные препараты, не соответствующие требованиям нормативной документации, можно оформить записи:

Дебет КРБ 7 209 34 56Х Кредит КДБ 7 401 10 134 - отражена задолженность по возмещению затрат в размере стоимости лекарственных препаратов, изъятых из оборота (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 7 201 11 510, уменьшение счета 18 (КВР 244, КОСГУ 341) Кредит КРБ 7 209 34 66Х - отражен возврат денежных средств за лекарственные препараты, не соответствующие требованиям нормативной документации (п. 72 Инструкции № 174н).

Поскольку операции осуществляются в рамках одного договора, если поставщик вернет деньги в том же финансовом году, их можно отразить как восстановление кассового расхода с уменьшением забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 341). Если денежные средства будут возвращены в следующем финансовом году, операция отражается в учете как возврат дебиторской задолженности прошлых лет с увеличением забалансового счета 17 (КИФ 510, КОСГУ 510).

В рассматриваемой ситуации задолженность поставщика в сумме требований по компенсации затрат учреждения обоснованно начисляется в рамках того же КФО, по которому отражались расходы на приобретение медикаментов (КФО 7). Учреждение не получает доход, оно лишь возвращает в денежной или натуральной форме потраченные средства из-за ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. При этом операция осуществляется в рамках одной сделки. Очевидно, по этой причине в письме Минфина России от 12.10.2018 № 02-06-10/73415 возврат поставщиком денежных средств и замена препаратов учитывается по тому же КФО, что первоначальная покупка.

Применяемая методология бухгалтерского учета не содержит ограничений по видам финансового обеспечения (деятельности), в рамках которых могут отражаться расчеты с использованием счета 209 30 (письмо Минфина России от 09.11.2016 № 02-06-10/65506).

В заключение отметим, что письма Минфина России (если они не относятся к системным, т.е. предназначенным для использования всеми учреждениями) не являются нормативными актами, носят рекомендательный (разъяснительный) характер и не устанавливают прав и (или) обязанностей для учреждений.

Письмо представляет собой ответ на обращение конкретного учреждения и касается определенной ситуации. Условия этой ситуации могут быть отличны от тех, что имеют место в вашем учреждении. Поэтому письма Минфина России целесообразно рассматривать в качестве экспертного мнения по конкретному вопросу, которое может не совпадать с мнением должностных лиц учреждения, иных экспертов, и которое может быть принято к сведению как альтернативное.