Какими проводками отразить уплату налога на прибыль за счет целевой субсидии по КФО 5?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Какими проводками отразить уплату налога на прибыль за счет целевой субсидии по КФО 5?

Дата публикации 14.05.2021

Вопрос аудитору

Автономному учреждению культуры (парку культуры и отдыха) открыты счета в казначействе (для расчетов по КФО 4, 5) и счета в коммерческой организации (для расчетов по КФО 2). В 2020 году учреждению было безвозмездно передано имущество в рамках договора подряда (КФО 2). Соответственно, возник внереализационный доход на сумму переданного имущества, появилась обязанность уплаты налога на прибыль 20%. Учреждение собственными средствами на уплату налога не располагало, денежные средства были запрошены у учредителя. Учредитель выделил необходимую сумму для погашения налога на прибыль в виде субсидии на иные цели (КФО 5). Соответственно, денежные средства для уплаты налога на прибыль (КФО 2) поступят на лицевой счет в казначействе (КФО 5).

Как отразить в плане ФХД суммы поступлений и расходов, т. к. налог на прибыль отражается в плане в уменьшение доходов по КФО 2. Какими проводками оформить хозяйственные операции по уплате налога на прибыль за счет субсидии на иные цели (КФО 5)? Подлежит ли эта операция обложением налогом на прибыль?

При определении налоговой базы плательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ.

Внереализационными доходами признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, кроме случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (абз. 1 п. 8 ст. 250 НК РФ).

Доходы автономного учреждения (от реализации и внереализационные) облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке, кроме доходов в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, поименованных в ст. 251 НК РФ.

Как понятно из вопроса, обязательства по уплате налога на прибыль приняты по КФО 2. Затем учреждению была предоставлена целевая субсидия по КФО 5 для погашения возникшей кредиторской задолженности. В дальнейшем возмещения израсходованных средств с КФО 2 на КФО 5 не предполагается.

По нашему мнению, в такой ситуации наиболее правильным является перевод кредиторской задолженности с КФО 2 на КФО 5 через счет 304 06 и последующая оплата задолженности с КФО 5. В этом случае при перечислении налога на прибыль целесообразно использовать расходные коды бюджетной классификации, какие используют при оплате налогов казенные учреждения. Такой порядок отражения операции позволит отчитаться в целевом расходовании субсидии.

Поскольку такой порядок отражения рассматриваемой ситуации для автономных учреждений инструкциями по бухгалтерскому учету не предусмотрен, его необходимо согласовать в порядке п. 5 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н).

Расчеты по налогу на прибыль учитываются на счете 303 03 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Расходы по уплате налога на прибыль (в части обязательств казенных учреждений) относятся на элемент вида расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и подстатью 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ. Это установлено п. 48.8.5.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.9.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

Обязательства передаются внутри учреждения с КФО 2 на КФО 5, поэтому расчеты следует отразить с применением подстатей 732, 832 КОСГУ (пп. 15.3.2, 16.3.2 Порядка № 209н).

Таким образом, рассматриваемая ситуация в учете автономного учреждения может быть отражена записями:

Дебет КДБ 2 401 10 189 Кредит КДБ 2 303 03 731 - начислен налог на прибыль (п. 131 Инструкции № 183н);

Дебет КДБ 5 205 52 561 Кредит КДБ 5 401 40 152 - начислены доходы от предоставления целевой субсидии (п. 93 Инструкции № 183н);

Дебет КИФ 5 201 11 510, увеличение счета 17 (КВД 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ 5 205 52 661 - отражено поступление целевой субсидии (п. 72 Инструкции № 183н);

Дебет КДБ 2 303 03 831 Кредит КРБ 2 304 06 732, Дебет КРБ 5 304 06 832 Кредит КРБ 5 303 03 731 - отражен перенос кредиторской задолженности по налогу на прибыль с КФО 2 на КФО 5 (пп. 174, 175 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ 5 303 03 831 Кредит КИФ 5 201 11 610, уменьшение счета 18 (КВР 852, КОСГУ 291) - погашена кредиторская задолженность по налогу на прибыль за счет КФО 5 (п. 73 Инструкции № 183н).

Общие требования к составлению Плана ФХД автономного учреждения утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее - Требования № 186н). План ФХД составляется по кассовому методу в валюте РФ (п. 6 Требований № 186н).

По общему правилу плановые показатели по уплате налога на прибыль в бюджет отражаются по коду строки 3010 "Выплаты, уменьшающие доход, в том числе: налог на прибыль" со знаком "минус". Основания для внесения изменений в План ФХД перечислены в п. 15 Требований № 186н, также могут быть установлены учредителем. Поскольку налог на прибыль уплачивается за счет дополнительно выделенной субсидии по КФО 5, считаем, что целесообразно отразить изменения в Плане ФХД в части налога на прибыль по КФО 5 по расходным кодам аналитики, а не в уменьшение доходов.

Признание доходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения. При определении налоговой базы не учитываются доходы автономных учреждений, перечисленные в ст. 251 НК РФ, в частности:

Таким образом, субсидия на иные цели, полученная учреждением от учредителя, относится к средствам целевого финансирования и не учитывается в составе внереализационных доходов при выполнении следующих условий:

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ (далее - Порядок). Средства целевого финансирования отражаются в Листе 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" Декларации (далее - Отчет) только за налоговый период - за год. При этом в Отчет не включаются средства в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям (пп. 1.1, 18.1 Порядка). Таким образом, положения п. 18.1 Порядка позволяют не включать в Отчет субсидию на иные цели.