Вопрос аудитору
Задатки, внесенные лицами, которые уклонились от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков, не возвращаются. На какой КБК эти суммы перечислять в доход бюджета? Какими проводками отразить операции в бюджетном учете?
Задатком признается денежная сумма, которую одна из договаривающихся сторон выдает другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ГК РФ). При заключении договора задаток засчитывается в цену договора.
При внесении задатка возможны три ситуации:
- сделку отменили обе стороны взаимно или из-за не зависящих ни от кого обстоятельств - задаток возвращают;
- сделку отменили по вине покупателя - задаток не возвращают;
- сделку отменили по вине продавца - задаток возвращают в двойном размере (ст. 381 ГК РФ).
Следовательно, задаток не является доходом учреждения и при определенных обстоятельствах может быть возвращен лицу, которое внесло денежную сумму. По сути, задаток представляет собой средства во временном распоряжении (письмо Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609).
Согласно п. 267 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), для учета денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01.
Задатки, внесенные лицами, которые уклонились от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков, не возвращаются (п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ).
В соответствии с бюджетным законодательством любые доходы казенного учреждения зачисляются в бюджет. Если средства, полученные казенным учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), они должны быть направлены в доход бюджета.
При определении статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов необходимо руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее - Порядок № 85н).
Доходы от поступлений задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) относятся на статью 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка № 85н).
Соответственно, код КОСГУ необходимо выбрать из подстатей 141 - 145 КОСГУ. Согласно п. 9.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н), доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров, относятся на подстатью 141 КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации законодательство о закупках не нарушено. Договор еще не заключен. Поэтому подстатью 141 КОСГУ в таком случае применять не следует. Подстатьи 142 - 144 КОСГУ также не применяются, исходя из экономического содержания доходов, которые к ним относятся. Суммы принудительного изъятия, не отнесенные на подстатьи 141 - 144 КОСГУ, отражаются по подстатье 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. 9.4.5 Порядка № 209н). Полагаем, что в данном случае может быть применен этот код КОСГУ.
Для учета расчетов по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженных на счетах 205 00 "Расчеты по доходам", применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (пп. 220, 221 Инструкции № 157н).
Согласно п. 2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), при формировании разрядов 1 - 17 номера счета казенные учреждения, финансовые органы указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н.
В разрядах 1 - 17 номера счета 304 01, в разрядах 15 - 17 счета 201 00 ставятся нули (п. 2 Инструкции № 162н). Для счетов 1 209 41 000, 1 210 02 000 и 1 401 10 141 особенностей не установлено, следовательно, разряды 1 - 17 перечисленных счетов формируются в общем порядке.
Поскольку денежные средства поступают в доход бюджета, в разрядах 1 - 17 номеров счетов 1 209 41 000 и 1 401 10 141 указывается код бюджетной классификации доходов с отражением в разрядах 15 - 17 статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Расчеты по перечислению средств в бюджет отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет КИФ ХХХХХХХХХХХХХХ000 3 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит гКБК 00000000000000000 3 304 01 73Х - зачислен на лицевой счет задаток (п. 45 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 56Х Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 401 10 145 - начислен доход бюджета в размере задатка (п. 86 Инструкции № 162н);
Дебет гКБК 00000000000000000 3 304 01 83Х Кредит КИФ ХХХХХХХХХХХХХХ000 3 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610) - денежные средства в размере задатка перечислены в доход бюджета (п. 106 Инструкции № 162н).
Операции по зачислению рассматриваемой суммы в доход бюджета отражаются в зависимости от наличия у казенного учреждения полномочий по администрированию:
- учреждение наделено полномочиями администратора кассовых поступлений доходов бюджета:
- учреждение наделено отдельными полномочиями администратора по начислению и уплате платежей в бюджет:
Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 210 02 145 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 66Х - зачислены в доход бюджета денежные средства (п. 90 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 304 04 145 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 303 05 731 - составлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений извещение о планируемых к зачислению доходах бюджета (п. 104 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 303 05 831 Кредит КДБ ХХХХХХХХХХХХХХ140 1 209 45 66Х - отражена информация о зачислении денежных средств в доход бюджета на основании возвращенного извещения (п. 104 Инструкции № 162н).