Можно ли применить счет 109 60 для учета затрат в период, когда учреждение не работало?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Можно ли применить счет 109 60 для учета затрат в период, когда учреждение не работало?

Дата публикации 04.02.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

В 2020 году автономное учреждение физкультуры и спорта с конца марта по август не работало (не было ни платной деятельности, ни оказания муниципального задания). Причина - коронавирус. Затраты учреждение несло ежемесячно (зарплата, налоги, материалы и др.). Можно ли применить счет 109 60 для учета затрат в период приостановления деятельности учреждения или все расходы нужно было сразу отнести на счет 401 20?

На основании указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 с 30.03.2020 деятельность некоторых организаций была приостановлена в связи с угрозой распространения COVID-19.

Как понятно из вопроса, автономное учреждение не работало в период с марта по август 2020 г., но ежемесячно несло затраты на заработную плату, налоги и др. Рассмотрим возможность применения счета 109 00 для учета затрат в данный период.

Счет 109 00 предназначен для формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг (п. 134 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Затраты делятся на (п. 138 Инструкции № 157н):

Порядок отнесения затрат к прямым, накладным и общехозяйственным устанавливается учреждением самостоятельно в учетной политике.

В соответствии с п. 58 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н), для учета прямых затрат используется счет 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Все расходы, которые связаны с выполнением конкретного вида работ в рамках одного вида деятельности, относятся к прямым. Они сразу учитываются по дебету счета 109 60 (п. 134 Инструкции № 157н).

Если расходы по какому-либо виду деятельности нельзя отнести на один вид работ, услуг, применяется счет 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг". Он также используется для формирования себестоимости готовой продукции, работ, услуг. Затраты, которые относятся на этот счет, по экономическим элементам могут быть такими же, что учитываются на счете 109 60.

Собранные на счете 109 70 затраты распределяются на счет 109 60 на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения (п. 60 Инструкции № 183н).

Для учета общехозяйственных расходов используется счет 109 80 (п. 58 Инструкции № 183н). По дебету счета 109 80 учитываются затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (п. 135 Инструкции № 157н).

Общехозяйственные расходы за отчетный период (месяц) в части распределяемых затрат относятся на себестоимость выполненных работ, оказанных услуг (на счет 109 60). В части нераспределяемых затрат - списываются в расходы текущего финансового года на счет Х 401 20 ХХХ.

В то же время п. 66 Инструкции № 183н предусмотрено, что общехозяйственные расходы могут быть отнесены на уменьшение финансового результата на счет 0 401 10 100 "Доходы текущего финансового года". В письмах Минфина России от 29.04.2019 № 02-07-10/31748, от 27.02.2019 № 02-06-05/12657 разъясняется, что на счет 401 10 общехозяйственные расходы могут быть отнесены в случае невозможности их распределения на себестоимость готовой продукции, работ, услуг или на расходы текущего финансового года.

В свою очередь, фактическая себестоимость, сформированная на счете 109 60, относится на уменьшение финансового результата в следующем порядке (п. 67 Инструкции № 183н):

К затратам, которые сразу можно списать в дебет счета 4 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" (минуя счет 4 109 00 000), прежде всего, относятся расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества (абз. 4 п. 181 Инструкции № 183н). Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость услуг. В остальных случаях подобных исключений не предусмотрено.

В рамках приносящей доход деятельности могут осуществляться расходы, которые не относятся к деятельности по оказанию услуг (выполнению работ, изготовлению продукции) и не участвуют в формировании себестоимости выполненных учреждением платных работ (оказанных услуг). К таким расходам относятся расходы, которые носят чрезвычайный (незапланированный, нерегулярный) характер и искажают (по оценке учреждения) себестоимость услуги, работы или продукции. Например:

Таким образом, непосредственно в дебет счета 2 401 20 000, минуя счет 2 109 00 000, могут быть отнесены расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, не связанные с этой деятельностью. Перечень таких расходов необходимо установить в учетной политике.

Если организация полностью приостановила работу (как на период общероссийского карантина, так и в целях соблюдения региональной самоизоляции), списывать расходы на зарплату, налоги, материалы и др. на формирование себестоимости продукции, работ, услуг (счет 109 00) некорректно, поскольку они не связаны с производством и реализацией. Аналогичные по содержанию разъяснения о порядке бухгалтерского учета расходов в период карантина давал Минфин России коммерческим организациям (информация Минфина России № ПЗ-14/2020). К сожалению, для учреждений аналогичных разъяснений Минфина России нет.

Датой оказания услуги признается дата ее фактического использования клиентом, т.е. то число, когда у него возникает обязанность оплатить оказанную услугу. В условиях коронавирусной инфекции учреждение услуги не оказывало.

Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1390-р федеральным бюджетным и автономным учреждениям, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, в 2020 г. в период вынужденного приостановления (частичного приостановления) деятельности разрешили осуществлять расходы за счет субсидии на госзадание независимо от объема оказанных ими госуслуг или выполненных работ. Это касалось расходов на оплату труда, уплату налогов и сборов, страховых взносов, расходов по коммунальным платежам и содержанию имущества. Средства на их оплату не учитывались при расчете остатка субсидии, который необходимо вернуть в бюджет в случае невыполнения госзадания.

Аналогичные решения могли принять органы власти субъектов РФ, муниципалитетов в отношении учреждений соответствующего публично-правового образования.

По нашему мнению, на счете 109 00 должна быть сформирована стоимость услуг, которые учреждение фактически оказало в период деятельности. Расходы в период приостановки деятельности необходимо списать сразу на счет 401 20. Тем самым будет видно, какой объем услуг был действительно оказан, а какие расходы по существу можно считать убытком из-за коронавирусной инфекции. Полагаем, что отнесение всех затрат на счет 109 60 не позволяет получить пользователям достоверную картину деятельности учреждения в 2020 г., т.е. является ошибочным.

Смотрите также