Налоговый кодекс РФ разрешает инспекциям запрашивать документы и информацию в определенных случаях. Круг запрашиваемых документов и информации зависит от того, на основании какой нормы выставлено требование.
Ниже представлены виды ответственности, которые могут наступить для налогоплательщика, не ответившего на требование, выставленное на основании ст. 88 НК РФ.
Напомним, что право на истребование документов и информации ИФНС может реализовать только в период камеральной проверки. А согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации. Течение срока проверки начинается со дня получения инспекцией декларации или расчета и продлению не подлежит (письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
Соответственно, если с момента поступления декларации или расчета в налоговую инспекцию 3 месяца уже прошло, то инспекция не может истребовать у проверяемого лица документы, пояснения или уточненную декларацию (письма Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471, постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252, постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10). А значит, такое требование является незаконным вне зависимости от списка запрашиваемых документов или сведений.
Исключение составляет ситуация, когда запрос направляется в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенных при рассмотрении акта камеральной проверки (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-41631/2018 по делу № А55-7123/2018).
Также налогоплательщик вправе не исполнять требование о предоставлении документов, если на дату его получения налоговая уже вынесла решение по камеральной проверке (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.04.2023 № Ф08-2113/2023 по делу № А53-20394/2022).
Если, по мнению налогоплательщика, требование о предоставлении документов (информации) нарушает его права, он вправе обжаловать данный документ в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде в порядке, предусмотренном ст. 137–139 НК РФ.
Однако важно помнить, что обжалование требования не приостанавливает его действие. Поэтому за неисполнение такого требования (в т.ч. и в случае его обжалования) налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. Решение о привлечении к ответственности также может быть обжаловано в указанном выше порядке и подлежит отмене в случае признания соответствующего требования незаконным.
1. Требование выставлено по п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки декларации
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 5 000. руб. для организации или ИП по п. 1 ст. 129.1 НК РФ – за непредставление пояснений. Аналогичный штраф грозит за нарушение срока представления пояснений (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019).
Примечание
Штраф не применяется, если в срок, установленный для представления пояснений, сдана "уточненка" (п. 1 ст. 129.1 НК РФ);
- Штраф от 2 000 до 4 000 руб. для должностных лиц или ИП по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановления Алтайского краевого суда от 16.01.2013 по делу № 4а-8/2013 и Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2013 № 4а-1350/13, решение Первомайского районного суда г. Пензы от 06.07.2022 по делу № 12-126/2022).
Примечание
По мнению ФНС России штраф по ст. 19.4 КоАП РФ за отказ от дачи пояснений не налагается (см. п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 № 16-356/2021).
Примечание
Для пунктов 2 и 3. При рассмотрении вопроса о штрафе за нарушение срока представления пояснений значение имеет дата отправки пояснений, а не дата их подготовки (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2020 № Ф03-2220/2020 по делу № А51-23566/2019);
- Штраф 200 руб. для организации или ИП по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление уточненной налоговой декларации по требованию ИФНС (см. письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2009 № 16-13/029505@);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление в нарушение п. 3 ст. 88 НК РФ уточненной налоговой декларации по требованию ИФНС (см. решения Московского городского суда от 06.06.2018 по делу № 7-7279/2017 и от 06.06.2018 по делу № 7-5842/2017, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 № 16-356/2021).
2. Требование выставлено по п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налога на прибыль, УСН, ЕСХН
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 5 000 руб. для организации или ИП по п. 1 ст. 129.1 НК РФ – за непредставление пояснений. Аналогичный штраф грозит за нарушение срока представления пояснений (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019);
- Штраф от 2 000 до 4 000 руб. для должностных лиц или ИП по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановления Алтайского краевого суда от 16.01.2013 по делу № 4а-8/2013 и Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2013 № 4а-1350/13, решение Первомайского районного суда г. Пензы от 06.07.2022 по делу № 12-126/2022).
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановления Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 № 16-356/2021, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 № 09АП-23775/2019 по делу № А40-11516/1).
Примечание
В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 № 15АП-4108/2010 по делу № А53-28805/2009).
Примечание
Административный штраф за указанные деяния не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ. ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
Возможно одновременное привлечение должностного лица к ответственности по ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ. Но при этом штраф будет назначен только один – в размере от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
3. Требование выставлено по п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной декларации с суммой налога к уменьшению
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 5 000 руб. для организации или ИП по п. 1 ст. 129.1 НК РФ – за непредставление пояснений. Аналогичный штраф грозит за нарушение срока представления пояснений (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019);
- Штраф от 2 000 до 4 000 руб. для должностных лиц или ИП по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановления Алтайского краевого суда от 16.01.2013 по делу № 4а-8/2013 и Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2013 № 4а-1350/13, решение Первомайского районного суда г. Пензы от 06.07.2022 по делу № 12-126/2022);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 № 16-356/2021).
Примечание
В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 № 15АП-4108/2010 по делу № А53-28805/2009).
Примечание
Административный штраф за указанные деяния не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ. ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
Возможно одновременное привлечение должностного лица к ответственности по ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ. Но при этом штраф будет назначен только один – в размере от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
4. Требование выставлено по п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки декларации или расчета, в которых заявлена льгота
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 5 000 руб. для организации или ИП по п. 1 ст. 129.1 НК РФ – за непредставление пояснений. Аналогичный штраф грозит за нарушение срока представления пояснений (см. постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019);
- Штраф от 2 000 до 4 000 руб. для должностных лиц или ИП по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановления Алтайского краевого суда от 16.01.2013 по делу № 4а-8/2013 и Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2013 № 4а-1350/13, решение Первомайского районного суда г. Пензы от 06.07.2022 по делу № 12-126/2022);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление (несвоевременное представление) пояснений (постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 № 16-356/2021):
Примечание
Возможно одновременное привлечение должностного лица к ответственности по ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ. Но при этом штраф будет назначен только один – в размере от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ. ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС (определения Верховного Суда РФ от 19.04.2017 № 302-КГ17-4610 по делу № А69-322/2016 и ВАС РФ от 17.04.2014 № ВАС-1442/14 по делу № А27-3819/2013);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление в нарушение п. 6 ст. 88 НК РФ документов по требованию ИФНС (постановление Верховного Суда РФ от 25.07.2012 № 16-АД12-5).
5. Требование выставлено по п. 8 ст. 88 НК РФ при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2016 № Ф03-4636/2016 по делу № А51-21331/2015, ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2013 № Ф03-6363/2012 по делу № А59-2701/2012). Аналогичный штраф налагается за нарушение срока предоставления документов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 по делу № А67-1688/2012);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление в нарушение п. 8 ст. 88 НК РФ документов по требованию ИФНС.
Примечание
В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 № 15АП-4108/2010 по делу № А53-28805/2009.
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ.
ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
6. Требование выставлено по п. 8.1 ст. 88 НК РФ при камеральной проверке декларации по НДС, если в ней имеются внутренние противоречия между сведениями об операциях, указанные в ней сведения об операциях не соответствуют данным о тех же операциях, которые переданы в ИФНС другими лицами с суммой налога к возмещению
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2020 № Ф06-60320/2020 по делу № А12-20791/2019 и от 11.10.2019 № Ф06-52754/2019 по делу № А12-1784/2019);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС.
Примечание
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ.
ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
7. Требование выставлено по п. 8.3 – 8.4, 8.6 и 8.8 – 8.9 ст. 88 НК РФ при камеральной проверке уточненной декларации, если она подана спустя два года по истечении срока подачи и с суммой налога к уменьшению
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС;
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС.
Примечание
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ.
ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
8. Требование выставлено по п. 9 ст. 88 НК РФ при камеральной проверке декларации по земельному, водному налогу или НДПИ
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А27-12833/2011);
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС.
Примечание
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ.
ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).
9. Требование выставлено по п. 12 ст. 88 НК РФ при камеральной проверке декларации по земельному, водному налогу или НДПИ
Подробнее о том, когда могут выставить требование, см. статью.
Виды и размеры ответственности за невыполнение требования:
- Штраф 200 руб. за каждый документ для организации по п. 1 ст. 126 НК РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС;
- Штраф от 300 до 500 руб. для должностных лиц по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – за непредставление документов по требованию ИФНС.
Примечание
Привлечение должностного лица к административной ответственности не освобождает от ответственности, предусмотренной НК РФ.
ИФНС вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое, так и на должностное лицо (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2005 № А33-32528/04-С6-Ф02-2404/05-С1, решения АС Владимирской обл. от 21.02.2022 по делу № А11-11718/2021, АС г. Москвы от 27.03.2023 по делу № А40-280596/22-17-2189 и от 20.03.2023 по делу № А40-279507/22-2-1518).