Бизнес-справочник: правовые аспекты

Вправе ли инспекция проверить цены по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами?

Дата публикации 04.10.2016

В п. 1 ст. 105.3 НК РФ установлено следующее: если условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сопоставимых сделок между невзаимозависимыми субъектами, то все доходы, которые могли быть получены взаимозависимым лицом, учитываются в целях налогообложения. Налоговый кодекс напрямую устанавливает только одну форму контроля за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами – проверку цен на их соответствие рыночным. Такая проверка проводится ФНС России в отношении ограниченного круга контролируемых сделок (ст. 105.17 НК РФ).

Одновременно в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ указано, что в ходе выездных и камеральных проверок территориальные налоговые органы не могут проверять обоснованность цен по контролируемым сделкам, совершенным взаимозависимыми лицами.

В то же время не все сделки, которые совершены между взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми. Вопрос состоит в следующем. Если лица являются взаимозависимыми, будут ли проверяться цены по тем сделкам между ними, которые не признаются контролируемыми?

Рекомендации

Цены по тем сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми, могут быть проверены в рамках камеральных и выездных проверок. Это следует из разъяснений Минфина России и судебной практики. Обоснование такой точки зрения состоит в следующем.

Статья 54.1 НК РФ устанавливает запрет на необоснованное уменьшение налогоплательщиками обязательств перед бюджетами в результате искажения в учете и отчетности сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. Кроме того, налоговая выгода по конкретной сделке (операции) может быть признана необоснованной, если налоговому органу удалось доказать один из следующих фактов:

Также по-прежнему применимы отдельные положения постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

При этом необоснованность уменьшения обязательств перед бюджетом доказывается налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 82 НК РФ). В частности, к ним относятся налоговые проверки (ст. 88, 89 НК РФ) и проверки цен при совершении контролируемых сделок взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Первые проводят территориальные налоговые органы, вторые – сама ФНС России. Причем для определения достоверной величины доходов (прибыли, выручки) ФНС России использует методы определения обоснованных цен, указанные в гл. 14.3 НК РФ, – метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации и т.д.

По мнению Минфина России и судов, территориальные налоговые органы также могут применять эти методы во время обычной налоговой проверки. Иными словами, цены в сделках, которые не признаются контролируемыми (в т.ч. между взаимозависимыми лицами), тоже могут быть проверены. Объясняется это тем, что выявленная в ходе выездной или камеральной налоговой проверки необоснованная налоговая выгода предполагает ее суммовую оценку. При этом НК РФ не предусматривает закрытый перечень способов такой оценки, а также не содержит запрета на использование в этом случае методов, установленных гл. 14.3 НК РФ.

(См. письмо Минфина России от 14.01.2019 № 03-12-11/1/746, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2018 № Ф02-3431/2018 – оставлено в силе определением Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 302-КГ18-21402).