Вопрос аудитору
У поставщика организации проходит выездная налоговая проверка. В связи с этим в рамках ст. 93.1 НК РФ инспекция запросила у компании документы, связанные с отношениями с этим поставщиком. Кроме того, налоговая требует документы по сделкам с покупателями организации, которым был реализован товар проверяемого лица. Законно ли это?
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих информацией (документами) в отношении деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эту информацию (документы).
Истребование документов (информации) у лиц, не являющихся прямыми контрагентами проверяемого налогоплательщика, является допустимым и не противоречит положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 4 письма ФНС России от 11.02.2025 № БВ-4-7/1212@, от 10.01.2025 № БВ-4-7/58@).
Иначе говоря, налоговый орган вправе потребовать документы (информацию) при проведении налоговой проверки непрямого контрагента (второго, третьего звена и последующего звена), если они касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
Аналогичный подход сложился и в судебной практике (определения ВС РФ от 05.09.2024 № 303-ЭС24-14139 по делу № А73-15716/2023, от 19.05.2022 № 304-ЭС22-8104 по делу № А70-9176/2021, постановление АС Уральского округа от 02.08.2018 № Ф09-4001/18 и др.) К таким документам могут относиться в том числе данные о договорах, счетах-фактурах и первичных документах (постановление АС Дальневосточного округа от 25.07.2018 № Ф03-2969/2018 по делу № А24-6927/2017).
Соответственно, истребование документов у организации в отношении контрагентов "по цепочке", в связи с проводимой налоговой проверкой, соответствует нормам НК РФ.
Поскольку контрагенты организации связаны с деятельностью проверяемого лица (им реализуются товары, работы, услуги, приобретаемые у проверяемого лица), то, по нашему мнению, полученное требование инспекции законно и его следует исполнить.
Исполнить такое требование необходимо в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагаете документами, информацией (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Контролирующие органы утверждают, что перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговым законодательством не ограничен. Следовательно, к таким документам могут относиться любые документы, которые (по мнению инспекции) содержат информацию, необходимую для осуществления мероприятий налогового контроля (письма Минфина России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, от 09.10.2012 №03-02-07/1-246, ФНС России от 24.08.2015 № АС-4-2/14873).
Аналогичная позиция у судов. По их мнению, ст. 93.1 НК РФ не содержит ограничений по составу документов и информации, этот состав налоговый орган в каждом конкретном случае определяет самостоятельно и истребует у контрагента налогоплательщика, если соблюдены правила истребования таких документов и информации (определения ВС РФ от 12.01.2021 № 306-ЭС20-21310 по делу № А12-43960/2019, ВС РФ от 19.01.2021 № 305-ЭС20-21533 по делу № А40-272737/2019, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 № 19АП-6102/2019 по делу № А14-7313/2019).
Если же, по мнению налогоплательщика, какие-либо запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого лица и не связаны с цепочкой сделок, то организация может обжаловать полученное требование в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде в порядке, установленном ст. 138, 139 НК РФ.
При этом следует учитывать, что обжалование требования не приостанавливает его действие. Поэтому за неисполнение такого требования (в т. ч. в случае его обжалования) налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. Решение о привлечении к ответственности также может быть обжаловано в указанном выше порядке и подлежит отмене в случае признания незаконным соответствующего требования о предоставлении документов.