Может ли налоговая проверить соответствие фактического адреса организации юридическому?
Ответы по налогам и взносам

Может ли налоговая проверить соответствие фактического адреса организации юридическому?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Налоговая инспекция сообщила, что проверит, находится ли наша организация фактически по юридическому адресу. Насколько это правомерно? Обязан ли директор находиться по юридическому адресу в рабочее время на случай незапланированной проверки из налоговой? Что грозит организации, если ее фактический адрес не совпадает с юридическим?

Налоговые органы вправе проверять нахождение организации по юридическому адресу. Отсутствие по этому адресу руководителя организации может послужить основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Однако для оценки риска необходимо учитывать следующее.

В целях налогового контроля юридические лица подлежат постановке на учет в инспекции по месту нахождения. При этом место нахождения организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Эти правила установлены п. 1 и 3 ст. 83 НК РФ.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения, а также об изменении места нахождения (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее – Закон № 129-ФЗ). При этом место нахождения определяется путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Это прямо закреплено в п. 2 ст. 54 ГК РФ.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица (на основании устава или доверенности). В силу п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе. А согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ.

Из этих норм следует, что в учредительных документах указывается не адрес юридического лица, а место нахождения, то есть населенный пункт или муниципальное образование, в котором располагается его постоянно действующий исполнительный орган. Таким органом является генеральный директор, президент, директор (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Однако в ЕГРЮЛ должен быть внесен именно адрес юридического лица, т.е. адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Как указано в п. 3 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными организацией, даже если она не находится по указанному адресу.

Таким образом, место работы руководителя должно совпадать с местом нахождения организации, которое указано в её учредительных документах и ЕГРЮЛ, даже несмотря на то, что в законодательстве нет такого требования, В результате несовпадения в ЕГРЮЛ будут включены сведения, которые не соответствуют действительности.

В статье 57 ТК РФ, в которой прописаны сведения, обязательные для трудового договора, нет требования, чтобы в трудовом договоре с директором указывался именно адрес работы. Речь идет лишь о месте работы, под которым понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение (обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014).

Также законодательство не содержит нормы, обязывающей руководителя постоянно находиться по месту нахождения либо по адресу организации, указанному в её учредительных документах и ЕГРЮЛ. Поэтому руководитель организации может фактически находиться и осуществлять свои функции по адресу, отличному от адреса в ЕГРЮЛ. При этом местом его работы по трудовому договору должен быть населенный пункт, указанный в ЕГРЮЛ в качестве адреса места нахождения организации. Другими словами, адрес организации в ЕГРЮЛ и место работы директора должны находиться в одном населенном пункте (муниципальном образовании).

Все риски, связанные с возможным неполучением юридически значимой информации по адресу нахождения организации в связи с фактическим отсутствием там руководителя (иного уполномоченного представителя), несет сама организация.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ налоговый орган вправе проводить проверку соответствия сведений об адресе, указанных в ЕГРЮЛ, фактическому месту нахождения организации.

По итогам такой проверки налоговый орган вправе внести в ЕГРЮЛ сведения о недостоверности информации об адресе, что может привести к исключению данной организации из ЕГРЮЛ (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, наличие указанной записи в ЕГРЮЛ в течение трех лет со дня ее внесения является основанием для отказа в государственной регистрации фактов, связанных с включением в ЕГРЮЛ новых сведений об учредителях или участниках этой организации (пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).