Какими документами подтвердить расходы по договору хранения?
Ответы по налогам и взносам

Какими документами подтвердить расходы по договору хранения?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Организация заключила договор хранения товара на складе. Какие первичные документы должен предоставить хранитель, чтобы стоимость хранения можно было учесть в расходах по налогу на прибыль?

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем) и вернуть ее в сохранности (ст. 886 ГК РФ). Если хотя бы одной из сторон договора хранения выступает юридическое лицо, договор заключается в письменной форме (ст. 887 ГК РФ).

Письменная форма договора хранения считается соблюденной, если факт приема вещи на хранение подтверждается выдачей (п. 2 ст. 887 ГК РФ):

  • сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;
  • номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Договор, по которому хранителем выступает товарный склад, а на хранение передаются товары, является договором складского хранения (ст. 907 ГК РФ). Прием товара на склад подтверждается выдачей одного из документов (ст. 912 ГК РФ):

  • двойного складского свидетельства;
  • простого складского свидетельства;
  • складской квитанции.

Формы этих документов законодательством не установлены, однако статьями 913 и 917 ГК РФ установлен их реквизитный состав.

Так, в складских свидетельствах должны быть указаны:

  • наименование и место нахождения товарного склада;
  • дата выдачи и номер складского свидетельства по реестру склада;
  • наименование и количество выданного товара (в штуках, весе, объеме и т.п.);
  • срок хранения и величина вознаграждения.

Разница между двойным и простым складским свидетельством в том, что во втором случае получателем товара может быть любое лицо, т.е. простое складское свидетельство выдается на предъявителя. Это значит, в двойном складском свидетельстве указываются данные поклажедателя, а в простом этот реквизит отсутствует.

Таким образом, договор складского хранения стороны могут заключить либо в форме отдельного документа, либо ограничиться одним из видов складского свидетельства (квитанции).

В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, поименованных в ст. 270 НК РФ).

Расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. При этом документально подтвержденными расходы будут, если оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Законодательством (статьей 912 ГК РФ) предусмотрено три документа, которые подтверждают заключение договора складского хранения. Следовательно, одного из этих документов будет достаточно, для того чтобы подтвердить, что услуги по хранению имели место. Факт несения расходов на хранение подтвердит любой платежный документ.

Никаких других документов организации не нужно. Но поскольку заключение договора хранения в виде отдельного документа не запрещено, может быть и он.

Отметим также, что постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения" предусмотрены:

  • акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-1);
  • журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-2).

Однако с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" эти формы не являются обязательными. Организации могут применять формы первичных учетных документов, разработанных организацией.

По нашему мнению, эти документы могут использоваться при сдаче и возврате товара на хранение, однако только их наличия (без вышеуказанных складских документов) недостаточно для подтверждения расходов.

Смотрите также