Какие локальные акты нужно оформлять ИП, который перешел на типовой трудовой договор?
Ответы по кадрам и оплате труда

Какие локальные акты нужно оформлять ИП, который перешел на типовой трудовой договор?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Индивидуальный предприниматель планирует нанять сотрудника и оформить типовой трудовой договор для микропредприятий. Работники будут работать посменно (смена – 12 часов). Нужно ли в этом случае составлять такие кадровые локальные нормативные акты, как положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.? А также нужно ли составлять графики работ и заполнять табель учета рабочего времени?

Предприниматель, перешедший на применение типового трудового договора, имеет право отказаться от принятия всех локальных нормативных правовых актов. При этом он должен вести табель учета рабочего времени. Обосновывается это следующим.

Работодатель – индивидуальный предприниматель, который относится к категории микропредприятий, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов (Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о премировании, графика сменности и др.) (ст. 309.2 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, от которых можно отказаться, является открытым, поэтому работодатель может отказаться от принятия всех локальных нормативных актов либо только от их части по своему выбору.

Отказ от принятия локальных нормативных актов целесообразно оформить письменно, например, приказом (распоряжением) работодателя. В этом приказе следует указать, от принятия каких именно локальных нормативных актов отказывается работодатель – от Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, от графиков сменности и др.

Если работодатель (индивидуальный предприниматель) отказался полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, он должен заключать трудовые договоры с работниками по типовой форме, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. В такой трудовой договор нужно включить условия, которые обычно регулируются локальными нормативными актами (ст. 309.2 ТК РФ).

Типовая форма трудового договора применяется в отношении всех работников микропредприятия, причем независимо от занимаемой ими должности или выполняемой работы, а также режима рабочего времени и времени отдыха, установленного работнику (включая сменную работу). Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из правил применения указанной типовой формы.

В типовой форме трудового договора для указания режима рабочего времени и времени отдыха, установленного работнику, предусмотрен пункт 18. При этом пункт 19 типовой формы трудового договора предназначен для указания особенностей режима работы работника (заполняется при необходимости). В этих пунктах нужно указать, что работнику установлен сменный режим работы (с указанием начала и окончания рабочих смен).

В соответствии с ч. 2 ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени по графику сменности. Таким образом, при сменной работе наличие графика сменности является обязательным. Кроме того, сам по себе график сменности не является локальным нормативным актом, а представляет собой документ, регламентирующий режим работы сотрудников. Каких-либо особенностей по ведению графика сменности работодателями, применяющими типовой договор, законом не установлено. Таким образом, необходимо составлять график сменности даже при отказе от локальных нормативных актов.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Для учета рабочего времени используется унифицированная форма табеля учета рабочего времени (формы № Т-12, № Т-13), утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 или форма табеля учета рабочего времени, самостоятельно разработанная и утвержденная работодателем (ч. 2, 4 ст. 9 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Применение конкретной формы табеля учета рабочего времени закрепляется в учетной политике организации.

Каких-либо исключений в отношении учета рабочего времени, отработанного работниками, для микропредприятий трудовым законодательством не установлено. Таким образом, работодатель (индивидуальный предприниматель) обязан вести учет рабочего времени с применением табеля учета рабочего времени.