Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест, если в организации изменились названия должностей?
Ответы по кадрам и оплате труда

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест, если в организации изменились названия должностей?

Дата публикации

Вопрос аудитору

В организации изменились названия всех должностей, из-за чего руководитель утвердил новое штатное расписание. При этом обязанности работников, а также их рабочие места остались прежними. Нужно ли в организации проводить внеплановую специальную оценку?

Если в организации изменились названия должностей и отделов без изменения рабочих мест и функционала, то проводить спецоценку не нужно.

Обоснуем ответ.

В соответствии с абзацем 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах сотрудников. Порядок и условия проведения спецоценки регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ).

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее у работодателя не велся (письма Минтруда России от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169, от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847).

Таким образом, смену названий должностей нельзя рассматривать как ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. При этом внеплановая спецоценка не проводится, если изменение наименований должностей не повлекло (ч. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.