Как обжаловать решение СФР о привлечении к ответственности за просрочку ответа из-за технической ошибки?
Бизнес и право: ответы на вопросы

Как обжаловать решение СФР о привлечении к ответственности за просрочку ответа из-за технической ошибки?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Как обжаловать решение СФР о привлечении к ответственности за просрочку ответа из-за технической ошибки?

СФР выплачивает пособия по социальному страхованию в проактивном порядке, но для выплаты часто необходимы дополнительные сведения от страхователя (работодателя или заказчика по ГПД). Эти сведения СФР запрашивает с помощью системы электронного документооборота фонда (СЭДО) в порядке, определенном Правилами, утв. постановлением Правительства России от 23.11.2021 № 2010 (далее – Правила № 2010).

Для своевременного назначения и выплаты пособий работодатель передает в СФР:

  • недостающие сведения для назначения пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам, установленные п. 22 Правил № 2010 – не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии больничного от фонда (только по запросу);
  • сведения о районном коэффициенте для назначения единовременного пособия при рождении ребенка – в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса от СФР (п. 32 Правил № 2010);
  • документы, необходимые для получения пособия по уходу за ребенком – не позднее 3 рабочих дней со дня подачи работником заявления о назначении указанного пособия (п. 35 Правил № 2010);
  • недостающие сведения для назначения пособия по уходу за ребенком, установленные п. 36 Правил № 2010 – не позднее 3 рабочих дней со дня подачи работником заявления по запросу СФР.

Нарушение работодателем (заказчиком) сроков предоставления фонду сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, грозит штрафом в размере 5 000 руб. (ч. 3 ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ).

К ответственности страхователей, нарушивших сроки, СФР привлекает в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ (ч. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ).

Так, при обнаружении фондом факта пропуска срока передачи сведений (в том числе в ходе камеральной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, проводимой согласно ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ) он составляет акт по форме согласно приложению № 6 к приказу ФСС РФ от 27.12.2021 № 594.

В соответствии со ст. 26.19 Закона № 125-ФЗ акт проверки (п. 3-4 ст. 26.19 Закона № 125-ФЗ):

  • подписывается лицами, проводившими проверку;
  • в течение 5 рабочих дней с даты подписания акт вручается проверяемому страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку или направляется по почте заказным письмом, или передается в электронном виде по ТКС. При направлении почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой рабочий день с даты отправления заказного письма. При направлении электронного акта датой его направления считается дата, указанная в квитанции подтверждения направления (п. 11 Порядка, утв. приказом ФСС РФ от 27.12.2021 № 595). При этом страхователь должен при получении отправить квитанцию-подтверждение. Если такой квитанции нет в течение 3 рабочих дней, фонд отправляет документы по почте.

После получения акта страхователь, который не согласен с изложенными в нем фактами, в течение 15 рабочих дней с даты получения акта вправе представить в территориальный орган СФР письменные возражения по акту (в том числе приложить документы, подтверждающие обоснованность своих аргументов) (п. 5 ст. 26.19 Закона № 125-ФЗ).

По истечении срока на представление возражений в течение 10 рабочих дней фонд рассматривает материалы проверки и выносит решение (п. 1 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ). Форма решения утверждена приложением № 11 к приказу ФСС РФ от 27.12.2021 № 594.

В решении о привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого страхователь может обжаловать это решение, а также указывается наименование вышестоящего органа, в которой можно направить жалобу, его место нахождения и другие необходимые сведения (п. 11 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней решение вручается (направляется) страхователю (правила такие же, как для акта), а в течение 10 рабочих дней с даты вручения решение вступает в силу (п. 12, 13 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ).

Указанное решение может быть обжаловано, если несвоевременное представление документов произошло из-за технической ошибки на стороне СФР. Это связано с тем, что технические сбои, которые помешали своевременной доставке электронного документа в СФР (при условии, что он был вовремя отправлен), исключают вину плательщика.

Так, в части налоговой отчетности ФНС России неоднократно разъясняла, что в случае невозможности формирования и (или) направления отчетности по ТКС через оператора ЭДО в установленные сроки по причинам, не зависящим от налогоплательщика, последний вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие указанные обстоятельства. Такими подтверждающими документами могут быть в том числе письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки отчетности в положенный срок (письма ФНС России от 28.04.2022 № ЕА-4-15/5257@, от 25.05.2022 № ЕА-4-15/6376@).

Поскольку принципы работы электронного документооборота и принципы привлечения к ответственности едины для всех видов отчетности (взаимодействия со всеми государственными органами), считаем, что в условиях технических проблем работы с СЭДО штрафы за нарушение сроков ответа на запросы СФР незаконны.

В соответствии с п. 2 ст. 26.21 Закона № 125-ФЗ решение о привлечении к ответственности можно обжаловать в вышестоящем органе страховщика (у вышестоящего должностного лица) или в суде. При этом подача жалобы в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 3 ст. 26.21 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, если страхователь получил решение о привлечении к ответственности, он может его обжаловать в вышестоящем органе фонда (будет указан в решении) в течение 3 месяцев со дня, когда страхователь узнал (или должен был узнать) о нарушении своих прав (п. 7 ст. 26.21 Закона № 125-ФЗ).

Жалоба подается в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу). Электронная жалоба может быть подана и через портал Госуслуг. При отправке электронной жалобы все документы, приложенные к ней, должны быть также подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц.