Должно ли малое предприятие на УСН создавать резерв на оплату отпусков?
Ответы по учету в коммерческих организациях

Должно ли малое предприятие на УСН создавать резерв на оплату отпусков?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Должно ли малое предприятие на упрощенной системе налогообложения создавать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете?

Организации (в том числе малые предприятия), которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не обязаны отражать в учете оценочные обязательства на оплату отпусков. В налоговом учете организаций, применяющих УСН, резервы по оплате предстоящих отпусков не создаются.

Обоснование ответа.

Обязательства по оплате предстоящих отпусков должны отражаться в бухгалтерском учете в качестве оценочных обязательств согласно ПБУ 8/2010 (письма Минфина России от 19.04.2012 № 07-02-06/110, от 14.06.2011 № 07-02-06/107).

Организации (в том числе малые предприятия), которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), могут не применять ПБУ 8/2010 и, соответственно, не отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства на оплату предстоящих отпусков (п. 3 ПБУ 8/2010). Решение не применять ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.

Напомним, что не всем субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В налоговом учете организаций, применяющих УСН, резервы по оплате предстоящих отпусков не создаются, поскольку:

  • при применении объекта налогообложения "доходы" расходы в налоговом учете не признаются;
  • при применении объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" расходы в налоговом учете можно признать только после фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Несмотря на то что расходы на оплату труда, к которым относятся и отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков, поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 24 ст. 255 НК РФ), признать их можно только в момент погашения задолженности перед работниками, т. е. в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществляется выплата (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). На это обратил внимание Минфин России в письме от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90.