Как учитывать документы контрагентов, поступившие в текущем году за прошлый?
Ответы по учету в коммерческих организациях

Как учитывать документы контрагентов, поступившие в текущем году за прошлый?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Документы от контрагентов часто приходят с опозданием, в том числе после закрытия периода и сдачи отчетности по НДС и налогу на прибыль. Какой датой принимать эти документы к учету? Когда по ним можно заявить вычет и учесть расходы?

Документы прошлого периода, полученные с опозданием, можно расценивать как ошибку.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Однако из этого правила есть два исключения, когда пересчет налоговой базы можно произвести в текущем периоде:

  1. когда невозможно определить период совершения ошибки;
  2. если допущенные ошибки привели к излишней уплате.

В отношении рассматриваемой ситуации справедливо следующее. В документах есть дата составления, поэтому даже если они пришли с опозданием, можно определить период ошибки. Однако если речь идет о признании расходов, то такое признание увеличит расходы, то есть второе исключение позволяет исправить ошибки в учете текущим периодом.

Относительно НДС напомним, что при приобретении товаров (работ, услуг) вычет можно заявить в любом квартале, начиная с того, в котором получен счет-фактура, в течение трех лет с момента принятия услуг к учету (п.п. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 06.08.2015 № 03-07-11/45515, письмо Минфина РФ от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).

При этом счет-фактура регистрируется в книге покупок того квартала, в котором решено принять НДС к вычету в обычном порядке (п. 2 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).