Административная ответственность

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

Дата публикации 27.02.2024

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на товарном рынке. Под злоупотреблением в данном случае следует понимать действие или бездействие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если результатом этого действия (бездействия) является недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление других лиц или хозяйствующих субъектов, либо неопределенного круга потребителей (ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ).

За какие действия предусмотрена административная ответственность?

Примерами действий (бездействия), которые могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением на рынке, являются (п.п. 1 – 11 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ):

К злоупотреблениям доминирующим положением могут быть отнесены и действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно (например, цена договора отвечает экономическим интересам контрагента), но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках (п. 13 постановления Пленума № 2).

Привлечение к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке

Совершение любого из перечисленных выше действий (бездействия) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.31 и ст. 14.31.2 КоАП РФ.

К ответственности могут быть привлечены:

Как следует из п. 6 постановления Пленума № 2, некоммерческая организация может быть признана хозяйствующим субъектом для целей применения антимонопольного законодательства, а значит, может быть привлечена к административной ответственности за его нарушение. Это возможно, если некоммерческая организация объединяет коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, действующих на определенных товарных рынках, и представляет их интересы, связанные с конкуренцией на товарных рынках.

Срок привлечения к ответственности

В соответствии со ст. 41.1 Закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению – по истечении 3 лет со дня нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.31 и ст. 14.31.2 КоАП РФ составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Этот срок начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения (ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ).

Действия, за которые могут привлечь к ответственности Ответственность Кто несет административную ответственность Кто составляет протокол и назначает наказание
Злоупотребление доминирующим положением, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, но не повлекли (не могут повлечь) недопущение, ограничение или устранение конкуренции (кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ*) Наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ):
  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 1 000 000 руб.
  • Должностные лица
  • Юридические лица
Составляют протокол:
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы
Назначают наказание:
  • судьи;
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы
Злоупотребление доминирующим положением, если результатом является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции (кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ*) Наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ):
  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет;
  • на юридических лиц:
    • от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера выручки правонарушителя и не менее 100 000 руб.,
    • либо в размере от 3/1000 до 3/100 размера суммы выручки правонарушителя, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 руб., если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг) либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера его выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам)
  • Должностные лица
  • Юридические лица
Составляют протокол:
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы
Назначают наказание:
  • судьи;
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы
Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) участниками, не занимающими доминирующего положения на этих рынках Наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.31.2 КоАП РФ):
  • на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб. (за повторное нарушение – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (ч. 2 ст. 14.31.2 КоАП РФ);
  • на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 руб.
  • Должностные лица
  • Юридические лица
Составляют протокол:
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы
Назначают наказание:
  • судьи;
  • должностные лица Федеральной антимонопольной службы

 

* Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за: