Административная ответственность

Какие правила нужно соблюдать при продаже парфюмерно-косметических товаров?

Дата публикации 27.02.2024

Парфюмерно-косметическая продукция – это вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и др.) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними (ст. 2 Технического регламента, утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 799, далее – Технический регламент).

Одним из обязательных требований к качеству парфюмерно-косметических товаров является их полная безопасность для здоровья человека. При продаже парфюмерно-косметических товаров продавец должен соблюдать общие требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила), а также нормы вышеупомянутого Технического регламента.

Рассмотрим подробнее, какие обязанности лежат на продавце парфюмерно-косметической продукции, и какая ответственность грозит за их неисполнение.

Общие обязанности продавца непродовольственных товаров

Продавцами парфюмерно-косметических товаров в первую очередь должны соблюдаться общие правила, распространяющиеся на продажу всех непродовольственных товаров, в том числе: о надлежащем оформлении ценников (см. подробнее), запрете продажи товаров с истекшим сроком годности и др. За нарушение этих правил продавца привлекут к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2020 по делу № А60-15328/2020).

Однако кроме общих обязанностей у продавцов парфюмерно-косметических товаров имеются и специальные обязанности. Расскажем о них далее.

Информирование потребителя

Согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей продавец парфюмерно-косметических товаров, как и любых других, обязан предоставить покупателю полную и достоверную информацию о них, в частности:

Кроме того, при продаже парфюмерно-косметических товаров продавец обязан предоставить покупателю возможность ознакомиться с ароматами продукции (духов, одеколонов, туалетной воды и др.). Сделать это можно с помощью бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами (п. 67 Правил).

Также по требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с документами, подтверждающими качество и безопасность реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров (декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации, если она обязательна).

Кроме этого, продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о себе (фирменное наименование, местонахождение, режим работы) в соответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей.

Невыполнение обязанности по информированию покупателя влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, если факт продажи товара не состоялся. Фактическая продажа товара в отсутствие необходимой информации будет квалифицироваться уже по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Требования к качеству парфюмерно-косметической продукции

Парфюмерно-косметическая продукция, предлагаемая покупателям, должна соответствовать требованиям Технического регламента с точки зрения безопасности. Безопасной является такая продукция, которая не оказывает вредного воздействия на потребителя при ее использовании в соответствии с назначением и способом применения в течение срока годности.

Требований к безопасности парфюмерии и косметики очень много. В частности, они предъявляются:

Некоторые виды косметики подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации в Роспотребнадзоре. Они перечислены в Приложении 12 к Техническому регламенту:

Сведения о парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию, вносятся в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации. Проверить, зарегистрирована ли продукция, можно на сайте Роспотребнадзора и на сайте Евразийской экономической комиссии.

Соответствие требованиям Технического регламента подтверждается декларацией соответствия, а для парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, – свидетельством о государственной регистрации продукции.

Продажа продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, является административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 № 13АП-25851/2021 по делу № А56-34830/2021).

Согласно п. 30 Правил нельзя продавать бывшие в употреблении парфюмерно-косметические товары. Такое нарушение встречается крайне редко и при обнаружении, вероятнее всего, будет квалифицировано по ст. 14.15 КоАП РФ.

Обязанность продавать только продукцию, маркированную средствами идентификации

Такие виды парфюмерно-косметической продукции, как духи и туалетная вода, подлежат обязательной маркировке средствами идентификации. Правила маркировки духов и туалетной воды утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957. Подробнее о правилах маркировки см. здесь:

У каждого флакона должен быть свой уникальный двухмерный штриховой код DataMatrix. Сведения о маркировке, вводе в оборот, обороте и выводе из него вносятся в систему "Честный знак". Каждый пользователь может проверить подлинность любого парфюма через мобильное приложение "Честный знак". Для этого нужно просто отсканировать код и получить все данные о товаре.

Продажа продукции, не маркированной средствами идентификации в случае, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ (см., например, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 № 16-910/2022). Подробнее см. здесь.

Запрет на обмен парфюмерно-косметических товаров

Потребитель не вправе требовать у продавца возврата или замены парфюмерно-косметической продукции надлежащего качества. Дело в том, что парфюмерно-косметические товары названы в перечне продукции, не подлежащей обмену, который утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. Соответственно, продавец не несет ответственности за отказ обменять парфюмерно-косметическую продукцию надлежащего качества.

Покупатель может требовать вернуть в магазин или обменять такой товар только в том случае, если в нем есть недостатки (ст. 18 Закона о защите прав потребителей), либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. Самыми распространенными дефектами парфюмерных товаров являются, например, недолив парфюмерной жидкости, нестойкий запах, помутнение или расслоение жидкости.

Однако запрет на возврат и обмен парфюмерии и косметики не распространяется на дистанционную продажу, которая регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом и ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. При отказе продавца вернуть деньги покупатель может требовать возврата денег и возмещения убытков в судебном порядке.

Продавец не вправе включать в договор купли-продажи условие о запрете возврата и обмена парфюмерии и косметики в случае дистанционной покупки, это повлечет ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 № 17АП-12823/2021).

Привлечение к административной ответственности

Действия, за которые могут привлечь к ответственности Ответственность Кто отвечает Кто составляет протокол и назначает наказание
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Например, продажа товаров без ценников, с истекшими сроками годности, бывших в употреблении и т.д. Предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 14.15 КоАП РФ):
  • на граждан в размере от 300 до 1 500 руб.;
  • на должностных лиц и ИП – от 1 000 до 3 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Роспотребнадзора
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (факт продажи не обязателен) Предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ):
  • на должностных лиц и ИП в размере от 500 до 1 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Роспотребнадзора
Продажа товаров в отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной обязательной информации (факт продажи обязателен) Предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ):
  • на граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Роспотребнадзора
Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, например, условия о запрете обмена парфюмерно-косметической продукции, приобретенной дистанционным путем Наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ):
  • на должностных лиц и ИП в размере от 1 000 руб. до 2 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Роспотребнадзора
Нарушение продавцом требований технических регламентов Наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ):
  • на граждан - в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Росздравнадзора, Санэпиднадзора, Роспотребнадзора
Продажа товаров и продукции без маркировки, предусмотренной законодательством РФ Наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):
  • на граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб.
Дополнительно к штрафу применяется конфискация предметов административного правонарушения
Продавцы парфюмерно-косметических товаров (организации и ИП, а также их должностные лица) Составляют протоколы и назначают наказание:
  • должностные лица Роспотребнадзора
Назначают наказание:
  • суды