Нужно ли проводить внеплановую спецоценку при реорганизации работодателя?
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) предусматривает проведение плановой и внеплановой спецоценки. Плановая специальная оценка проводится раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Перечень случаев проведения внеплановой специальной оценки приведен в статье 17 Закона № 426-ФЗ. В частности, внеплановая спецоценка должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.
Вместе с тем Закон № 426-ФЗ не содержит прямого требования проводить внеплановую спецоценку в случае реорганизации предприятия.
Комментируя данную ситуацию, Минтруд России в письме от 24.04.2015 № 17-3/В-215 напомнил, что в отношении рабочих мест, на которых была проведена аттестация, спецоценка в течение пяти лет не проводится. Исключение составляют только случаи проведения внеплановой аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
При проведении реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочем месте, определенные аттестацией или спецоценкой могут измениться. Однако, если этого не произошло и условия труда на рабочих местах остались прежними, то проводить внеплановую спецоценку не требуется.
Решение о не проведении спецоценки должна принять комиссия с участием представителей работников. Соответствующее решение должно быть оформлено документально.
После реорганизации страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются по результатам уже имеющейся спецоценки (аттестации).
Подробнее о том, как применять доптарифы при проведении спецоценки либо аттестации рабочих мест, см. статью-рекомендацию справочника "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование".