ФНС России пояснила, что делать, если ошибочно выставлен или получен счет-фактура.
Случается, что продавцы ошибочно выставляют счета-фактуры и передают их покупателям. Однако действующие нормы НК РФ и постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 не дают четкого ответа на вопрос, как это исправить.
ФНС России в письме от 30.04.2015 № БС-18-6/499@ разъяснила порядок действия налогоплательщика в таком случае.
Налоговые последствия от применения счетов-фактур возникают только при их регистрации в книге покупок или продаж. Поэтому если ошибочный счет-фактура был зарегистрирован покупателем в книге покупок или продавцом в книге продаж, то запись по нему аннулируется в данных книгах (т.е. делается запись с отрицательным значением). Если это происходит в рамках текущего налогового периода (квартала), то запись аннулируется в самой книге, а если по его истечении – в дополнительном листе. Такой порядок предусмотрен п. 9 Правил ведения книги покупок и п. 11 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Когда ошибочный счет-фактура не регистрируется в данных книгах ни продавцом, ни покупателем, то он не принимается к налоговому учету.
В связи с этим ФНС России не видит необходимости в закреплении механизма аннулирования самих счетов-фактур.
Кроме того, представители налогового ведомства не поддерживают исключение оператора электронного документооборота из процесса обмена счетами-фактурами. Счет-фактура является важным инструментом контроля за уплатой налогов, но без метки времени (подтверждения даты отправки, которое выдает оператор электронного документооборота) теряет свою значимость.
Подробнее о составлении, исправлении и корректировке счетов-фактур см. справочник "Налог на добавленную стоимость".