Поставщик не обязан предоставлять всем покупателям одинаковые премии (скидки) для того, чтобы списывать их в расходы.
Нередко поставщики по условиям договора выплачивают покупателям определенные премии (скидки), в частности, за выполнение объема закупок. Такие выплаты можно учесть в расходах (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). На практике бывают ситуации, когда некоторые контрагенты получают более весомые скидки, нежели остальные.
Зачастую это приводит к спорам с налоговыми органами. Так, некоторые инспекции считают, что премии, выплачиваемые покупателям, должны быть одинаковыми для всех.
Подобную ситуацию в постановлении от 27.03.2014 № А12-16799/2013 рассмотрел ФАС Поволжского округа. В рассматриваемом споре организация предоставляла большинству покупателей премии в размере не более 10 процентов, однако, некоторым из них – в повышенном размере. Инспекция же посчитала, что следовало предоставлять всем покупателям премии в размере 10 процентов от цены приобретенных товаров (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Соответственно, поскольку некоторые покупатели получали премии в большем размере, поставщик не вправе был учитывать в расходах разницу между фактически выплаченной премией и суммой в размере 10 процентов от цены приобретенных покупателем товаров. Однако суд напомнил, что премия (скидка) представляет собой снижение цены за выполнение определенных условий договора. При этом предоставление скидок не запрещено ни гражданским, ни налоговым законодательством. В связи с чем суд счел неправомерными выводы инспекции, о том, что размеры премий не должны варьироваться, а также о том, что нельзя учесть в расходах разницу между премиями, выплачиваемыми привилегированным покупателям и всем остальным.
Подробнее о предоставлении вознаграждения (скидки, премии, бонуса) покупателю см. Справочник "Договоры: условия, формы, налоги".