Компоновка форм

#std722

Область применения: управляемое приложение.

Содержание:

1. Общие принципы

2. Вкладки

3. Вспомогательные формы

4. Свертываемые группы

1. Общие принципы

1.1. Внутри одной формы все заголовки для однострочных полей ввода, переключателей, тумблеров следует располагать одинаково – или слева, или сверху.

Правильно

Неправильно

 

 

 

 

Заголовки многостраничных полей рекомендуется располагать в зависимости от общей композиции формы.

 

1.1.1. Если в группе однострочных полей заголовок одного поля существенно длиннее остальных заголовков, рекомендуется сократить название заголовка этого поля или переносить часть такого заголовка на другие строки.

Правильно

Неправильно

 

 

 

1.1.2. Поля взаимосвязанных реквизитов, находящиеся в одной группе, должны выравниваться по опорной линии.

Правильно

Неправильно

 

 

 

 

1.2. Элементы, которые в разных формах выполняют одну и ту же функцию, следует называть одинаково и всегда выводить примерно в одном и том же месте.

Например, реквизит "Контрагент" располагается в левой колонке шапки во всех документах, где выводится.

 

1.3. Если один из элементов интерфейса влияет на другие элементы, то он должен быть расположен до этих элементов (выше или левее, в зависимости от ситуации). При работе с формой пользователь сначала должен выполнить действия, связанные с основным элементом, а потом уже перейти к работе с зависимыми.

Например, выбор системы налогообложения влияет на состав вкладок, поэтому тумблер для его выбора расположен выше всех вкладок, а не на одной из них:

 

 

Например, поле "Договор" заполняется после того, как выбран "Контрагент", поэтому расположено в колонке справа от него. Пользователь сначала укажет контрагента в левой колонке, а потом – договор в правой:

 

Аналогично, если внутри формы есть взаимосвязанные табличные части, то они должны располагаться рядом друг с другом.

Например, в документе "Отчет комиссионера (агента) о продажах" состав товаров и услуг зависит от выбранного покупателя. Поэтому эти табличные части расположены рядом:

 

Обязательно к соблюдению

1.3.1. Использование вертикальной зеленой черты для выделенных отдельных элементов и групп взаимосвязанных реквизитов не допускается. В качестве выделения следует использовать состояния:
- слабое выделение;
- обычное выделение;
- нет.

 

 

 

 

Правильно

Неправильно

 

 

 

Правильно

Неправильно

 

 

 

Использование сильного выделения с вертикальной зеленой полосой допускается в тех случаях, когда группы взаимосвязанных реквизитов располагаются в несколько колонок по горизонтали.

Например, в документе "Шаблон магнитных карт" соблюдается четкое визуальное разделение групп реквизитов:

 

1.4. Внутри формы документа рекомендуется группировать элементы следующим образом:

 

 

В левой и правой колонках шапки следует располагать реквизиты, необходимые для правильного отражения документа в программе, при этом следует распределять реквизиты по следующим признакам:

Левая колонка

Правая колонка

- важные

- заполняются пользователем вручную

- обязательны для заполнения

- заполняются на основе входящих данных, полученных извне

 

Например:

- Номер и дата

- Контрагент

- Договор

- вспомогательные, малозначительные

- чаще всего заполняются автоматически

- не обязательны для заполнения

- значения реквизитов устанавливаются пользователем самостоятельно, по внутренним данным

 

Например:

- Организация

- Подразделение

В нижней части формы располагается область с итогами и подвал. В подвале могут располагаться поля "Ответственный" и "Комментарий", ссылка на счет-фактуру и другие.

 

См. также:

1.4.1. При компоновке документов, содержащих табличную часть, следует ориентироваться на видимое количество строк в табличной части. Табличная часть документа должна содержать не менее 7-ми строк (оптимально — не менее 10-ти строк). Если количество строк в табличной части менее 7-ми — рекомендуется размещать табличную часть на отдельной вкладке.
Например, в документе "Отчет комитенту" реквизиты шапки размещены во вкладке с основными реквизитами:

 

Таким образом, количество строк таблицы вкладки "Товары" реквизитами не ограничивается:

 

1.4.2. Если на форме имеются несколько невзаимосвязанных табличных частей, то их следует размещать на отдельных вкладках.

 

1.5. Формы следует проектировать таким образом, чтобы они не были перегружены функциями, реквизитами и элементами. Чтобы этого достичь, можно использовать:

- возможность скрытия элементов в зависимости от настроек программы или функциональных опций

- размещение части элементов на отдельных вкладках, в свертываемых группах или во вспомогательных формах

Конкретный способ выбирается в зависимости от ситуации и решаемых задач.

2. Вкладки

 

2.1. Название вкладки должно отражать суть того, что на ней располагается

Например, по названию вкладки "Товары" понятно, что на ней отображается список товаров:

 

2.2. Поля, обязательные для заполнения, следует располагать на вкладке, активной в момент открытия формы

 

2.3. Не рекомендуется делать вкладки, содержащие небольшое число элементов (1-2), если они не занимают все пространство вкладки

 

3. Вспомогательные формы

 

3.1. При размещении элементов во вспомогательных формах рекомендуется действовать следующим образом:

1. Среди всего множества реквизитов и элементов выбрать второстепенные, в большинстве случаев заполняемые автоматически, а также те, которые использует небольшое количество пользователей. Чаще всего такие реквизиты будут являться необязательными для заполнения

2. Разделить эти элементы на несколько смысловых групп

3. Разместить эти группы в одной или нескольких вспомогательных формах

 

3.2. Для открытия вспомогательной формы следует использовать гиперссылку, размещаемую в основной форме. При открытии вспомогательная форма блокирует окно владельца.

 

3.3. Текст гиперссылки может формироваться одним из двух способов.

Вариант 1.  В тексте ссылки указывается название вспомогательной формы. При этом название должно быть таким, чтобы по нему быть понятно, какие реквизиты могут располагаться внутри.

Например:

 

 

Вариант 2. В тексте ссылки указывается перечень значений реквизитов, заполняемых внутри вспомогательной формы. Если этот перечень слишком велик, то в первую очередь в него следует вынести реквизиты:

- значения которых важно видеть сразу из основной формы

- которые обязательны для заполнения

Например:

 

Если текст ссылки выводится в виде перечня значений, то для нее следует добавлять заголовок. В табличной части заголовком будет являться название колонки.

Правильно

Неправильно

 

3.4. Если внутри вспомогательной формы есть реквизиты, обязательные для заполнения, и они не заполнены, то для гиперссылки используется красный цвет (элемент стиля вида цвет "НезаполненныйРеквизит", RGB 178,34,34)Например:

3.5. Командная панель во вспомогательной форме состоит из двух кнопок: "ОК" и "Отмена" и располагается в нижней части формы:

 

4. Свертываемые группы 

4.1. Свертываемые группы являются разделами реквизитов или настроек, логически связанных между собой и объединенных общим заголовком. Возможность свертывания групп позволяет упростить поиск нужного раздела и информации, которая в нем расположена.

 

4.2. Формы, вся информация в которых размещена в свертываемых группах, рекомендуется отображать с учетом быстрого доступа к содержимому разделов:

- если все группы в развернутом виде отображаются на странице без вертикальной прокрутки – раскрывать эти группы по умолчанию;

- если первая группа развернута, а все последующие группы в свернутом виде отображаются на странице без вертикальной прокрутки – раскрывать первую группу по умолчанию.

Правильно

Неправильно

 

 

 

Правильно

Неправильно

 

 

 

См. также:

Компоновка форм (8.2)

Оформление элементов (8.2)

Переход к форме с дополнительными реквизитами (8.2)