1С:Зарплата и Управление Персоналом, ред. 2.5.
Новое в версии 2.5.59

Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией

Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, "вредным" ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к "тяжелым" (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.

При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).

Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.

Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов "по результатам специальной оценки условий труда".

В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории ("вредной" или "тяжелой") относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.

Рисунок 1

Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке "Расчет страховых взносов" установить соответствующий флаг "Используются работы с досрочным выходом на пенсию"

Рисунок 2

Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:

Код основания выслуги лет Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ
27-11ГР, 27-11ВП 11
27-12 12
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ 13
27-14 14
27-15 15
27-СП (28-СП – до 2011 года) 16
Код особых условий труда Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ
27-1 1
27-2 2
27-3 3
27-4 4
27-5 5
27-6 6
27-7 7
27-8 8
27-9 9
27-10 10
27-ОС (28-ОС – до 2011 года) 17
27-ПЖ (28-ПЖ – до 2011 года) 18

Однако независимо от того, были ли уже указаны эти признаки в штатном расписании или сведениях о должности, сам признак обложения дополнительными взносами в должности следует проставить самостоятельно, автоматически при обновлении он не проставляется.

Для принятия решения о том, следует ли указывать для той или иной должности признак обложения дополнительными взносами, а также какой из двух тарифов дополнительных взносов выбрать, можно проанализировать уже ранее заполненные значения "Оснований выслуги лет" для должности и указанные в штатном расписании "условия труда".

Признак обложения дополнительными взносами, устанавливаемый в сведениях о должности Основание выслуги лет, указанное для должности Условия труда, указанные в штатном расписании

Работы с вредными условиями труда, подпункт 1 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Рисунок 3

Не указывается

27-1

Работы с тяжелыми условиями труда, подпункты 2 - 18 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Рисунок 4

27-11ГР
27-11ВП
27-12
САМОЛЕТ
СПЕЦАВ
СПАСАВ
УЧЛЕТ
ВЫСШПИЛ
НОРМАПР
НОРМСП
РЕАКТИВН
ЛЕТРАБ
ИТСИСП
ИТСМАВ
ИНСПЕКТ
27-14
27-15
27(28)-СП

27-2
27-3
27-4
27-5
27-6
27-7
27-8
27-9
27-10
27(28)-ОС
27(28)-ПЖ

Не указывается

Рисунок 5

Примечание. Не указывается также для всех должностей, работа на которых не имеет отношения к праву на досрочное назначение трудовой пенсии

27(28)-ПД
27(28)-ПДРК
27(28)-ГД
27(28)-СМ
27(28)-ГДХР
27(28)-СМХР
ТВОРЧ15
ТВОРЧ20
ТВОРЧ25
ТВОРЧ30
ЛЕТИСП
ОПЫТИСП
ИСПКЛС1

28-СЕВ

Обращаем внимание, что если одна и та же должность фигурирует в штатном расписании в разных подразделениях, и для одной из таких позиций указаны особые условия труда из перечисленных в строках 1-2 таблицы (т.е. для этой должности следует установить признак обложения дополнительными взносами), а для другой не указаны, то следует выделить для этих рабочих мест отдельные элементы в справочнике "Должности" и указать для них разные признаки обложения дополнительными взносами.

Таким образом, для расчета дополнительных взносов необходимо лишь для "вредных" должностей расставить соответствующий признак. Тарифы взносов в настройке не нуждаются, они заполняются автоматически в "технологическом" регистре сведений "Тарифы взносов за занятых на работах с досрочной пенсией"

Рисунок 6

При расчете страховых взносов документом "Начисление страховых взносов" все доходы сотрудников регистрируются с указанием отношения к обложению дополнительным взносам (исключение составляет документ "Сдельный наряд на выполненные работы", который сам регистрирует свои доходы для целей расчета страховых взносов).

Рисунок 7

Исчисление страховых взносов производится с учетом значения этого признака. Дополнительные взносы помещаются в отдельную колонку в зависимости от их вида.

Рисунок 8

Раздельный учет "вредных" и "тяжелых" дополнительных взносов связан с их раздельной уплатой (для каждого вида выделен свой КБК). Документом "Расчеты по страховым взносам" регистрируется уплата начисленных дополнительных взносов.

Рисунок 9

В бухгалтерском учете начисленные дополнительные взносы учитываются на субсчетах 69.02.5 и 69.02.6

Рисунок 10

В документе "Корректировка учета по НДФЛ, страховым взносам и ЕСН" имеется возможность указать отношение доходов к обложению дополнительными взносами, а также сумму начисленных дополнительных взносов

Рисунок 11

Изменения внесены и в аналитическую отчетность. В отчете "Анализ начисленных налогов и взносов" реализован дополнительный вариант "ПФР, взносы за работников с досрочной пенсией" для анализа дополнительных взносов

Рисунок 12

В отчет "Карточка учета страховых взносов" добавлен дополнительный раздел, показываемый для сотрудников, которым производилось начисление дополнительных взносов

Рисунок 13

Изменения в регламентированную отчетность по взносам будут внесены по мере публикации соответствующих нормативно-правовых актов.

Обращаем внимание:

Рисунок 14

Срочные трудовые договоры с временно пребывающими иностранными гражданами

Другим изменением, внесенным Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ и действующим с 01.01.2013, является замена в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ фразы "либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев" на фразу "либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года".

В структуре программы это изменение отражать не потребовалось, см. статью "Расчет страховых взносов за временно пребывающих иностранных граждан с 2013 года".

Остальные изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ, будут действовать после 01.01.2014, поэтому пока в программе не отражены.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за сотрудников-инвлидов, занятых у индивидуальных предпринимателей

Напомним, что размеры тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ и ежегодно "продляются" отдельными Федеральными законами (например, на 2012 год Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ). Закон № 179-ФЗ предусматривает, в частности, уплату только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы. Однако согласно тексту закона, эта "льгота" распространяется только на "организации любых организационно-правовых форм", соответственно она не распространяется на страхователей, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь эта несправедливость устранена – в Федеральный закон от 03.12.2012 № 228-ФЗ, которым тарифы "продляются" на 2013 год, включена статья 2, позволяющая индивидуальным предпринимателям уплачивать только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы.

В соответствии с этим изменением в версии 2.5.59 при расчете страховых взносов за сотрудников индивидуального предпринимателя, которым установлена инвалидность, будут применена соответствующая "льгота".

Рисунок 15

Индексация государственных пособий, предельной величины базы для начисления страховых взносов, повышение МРОТ

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ проведена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, с 1 января 2013 года на 5,5%.

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 № 813 и с ч. 1 ст. 1 закона № 216-ФЗ проведена индексация предельного размера социального пособия на погребение, предусмотренного Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ.

Новые размеры пособий и ограничений устанавливаются при обновлении на версию 2.5.59 автоматически.

Рисунок 16

Обращаем внимание, что с 2011 года максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается, а предельной величиной ограничивается заработок, исходя из которого рассчитывается пособие. Какой-либо перерасчет таких ранее зарегистрированных пособий не требуется.

Сама предельная величина базы для расчета страховых взносов увеличена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 г. № 1276

Рисунок 17

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ с 1 января 2013 года установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 5 205 руб. в месяц. Напомним, что эта величина в программе используется исключительно для расчета пособий. Если используются начисления с произвольными формулами, в которых фигурирует собственный показатель МРОТ (например, "Доплата до МРОТ"), то новое значение показателя при необходимости следует ввести самостоятельно.

Рисунок 18

Подсказка при выборе тарифа страховых взносов для организаций, применяющих УСН

В общем случае организация, применяющая УСН, исчисляет страховые взносы по "общему" тарифу, соответственно формирует раздел 2 в отчете РСВ-1 с кодом "52" и категорией застрахованных лиц "НР" в сведениях персонифицированного учета.

Однако если организация подходит под условия, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, то она вправе применять "льготный" тариф страховых взносов и должна отчитываться с кодом "07" в разделе 2 отчета РСВ-1 и с категорией застрахованных лиц "ПНЭД" в сведениях персонифицированного учета.

В программе предусмотрено исчисление взносов по такому "льготному" тарифу и формирование соответствующей отчетности. Для этого в настройках параметров учета следует выбрать вид тарифа "Организации, применяющие УСН, занятые производством и приравненными видами деятельности"

Рисунок 19

При таком выборе взносы будут рассчитываться по пониженным ставкам, отчетность будет формироваться с соответствующими кодами.

Однако возможно возникновение ситуации, когда пользователь, желающий установить применение "льготного" тарифа, в настройках параметров учета выбирает "общий" для УСН тариф страховых взносов и редактирует ставки в таблице тарифов в соответствии с "льготным" тарифом, что не является правильным.

Рисунок 20

В результате такого редактирования взносы будут рассчитываться в ожидаемом размере, однако при формировании отчетности неизбежно возникновение проблем. Например, персонифицированная отчетность будет сформирована с "неправильной" категорией и не пройдет проверку соотношения показателей.

Для минимизации вероятности возникновения таких ситуаций в версии 2.5.59 уточнено наименование "обычного" тарифа: "Организации, применяющие УСН, кроме указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ", а также на форму добавлена дополнительная подсказка.

Рисунок 21

Для "льготного" тарифа наименование осталось прежним: "Организации, применяющие УСН, занятые производством и приравненными видами деятельности"

Рисунок 22

Пилотный проект ФСС: указание ФИО получателя в заявлении о возмещении расходов на погребение

Изменения связаны с сообщением пользователя на форуме buh.ru.


Примечания

1Изменения внесены в Федеральные законы от 15.12.2001 года № 167-ФЗ и от 24.07.2009 года № 212-ФЗ пунктом 11 статьи 3 и пунктом 5 статьи 6 этого закона соответственно