Налог на добавленную стоимость

Дата публикации 04.09.2017

Возникают ли обязанности налогового агента по НДС при аренде имущества у государственного (муниципального) органа – казенного учреждения?

Почему возник вопрос

При аренде муниципального имущества у органа местного самоуправления или у госоргана арендаторы оказываются перед дилеммой – уплачивать НДС в бюджет или нет.

С одной стороны, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговую базу по НДС определяют налоговые агенты – арендаторы (см. п. 3 ст. 161 НК РФ). Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет сумму налога. С другой стороны, если государственные органы и органы местного самоуправления – казенные учреждения, применима льгота по пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС.

Размышляя, уплачивать агенту НДС или нет, нужно разобраться, выполняет орган местного самоуправления при сдаче в аренду имущества полномочия органа власти (имущество составляет казну публично-правового образования) или действует как обычное казенное учреждение (имущество закреплено за ним на праве оперативного управления).

Сдается в аренду имущество, которое составляет казну публично-правового образования

Рекомендации для осторожных налоговых агентов

Обязанности налогового агента возникают, если орган государственной власти, орган местного самоуправления сдает в аренду имущество казны.

Конституционный Суд РФ в определении от 02.10.2003 № 384-О разъяснил, что порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями (т.е. имущества, составляющего государственную казну), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Следовательно, при сдаче в аренду имущества казны орган местного самоуправления, несмотря на то, что является казенным учреждением, в договоре выступает как орган власти.

(См. письма ФНС России от 16.02.2015 № ГД-4-3/2256@, УФНС России по Иркутской области от 04.09.2013 № 16-26/013914@, постановления АС Уральского округа от 26.12.2016 № Ф09-11003/16, ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2014 № А05-8053/2013).

Такое поведение поможет арендаторам избежать претензий со стороны контролирующих органов. Причем он не влечет дополнительной налоговой нагрузки, так как уплаченный НДС арендатор может заявить к вычету, т.е. вернуть.

Рекомендации для тех, кто готов отстаивать свою позицию

Арендатор при заключении договора с государственным (муниципальным) органом, являющимся казенным учреждением, может руководствоваться пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ и не уплачивать НДС в качестве налогового агента.

(См. письма Минфина России от 04.02.2016 № 03-07-14/5448, от 26.01.2016 № 03-07-11/2939, от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 10.04.2015 № 03-07-15/20611, от 29.12.2014 № 03-07-11/68338, от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, ФНС России от 09.09.2016 № СД-4-3/16866).

Однако если руководствоваться логикой, предлагаемой финансовым ведомством, получается, что п. 3 ст. 161 НК РФ, по сути, недействующий, поскольку на основании ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ все органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями.

Сдается в аренду имущество, закрепленное за казенным учреждением на праве оперативного управления

Если имущество закреплено за органом государственной власти, органом местного самоуправления на праве оперативного управления, то он выступает как обычное казенное учреждение. В этом случае у арендатора обязанностей налогового агента не возникает на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

(См. письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-07-11/43774, от 02.10.2015 № 03-07-11/56570, от 03.09.2012 № 03-07-11/344, от 23.07.2012 № 03-07-15/87).

Таким образом, при решении вопроса о возникновении обязанностей налогового агента по НДС рекомендуем арендаторам обращать внимание на условия договора: включен предоставляемый объект в состав имущества казны или же закреплен за учреждением на праве оперативного управления.