Налог на добавленную стоимость

Дата публикации 22.12.2015

Возникают ли обязанности налогового агента при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом?

Почему возник вопрос

При аренде государственного (муниципального) имущества арендатор становится налоговым агентом. Это означает, что арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет сумму НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

О невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика агент обязан сообщить в налоговый орган (ст. 24 НК РФ).

В том случае, если арендатор уплачивает арендную плату за пользование имуществом, необходимость удержания налога сомнений не вызывает. Однако не ясно, должно ли лицо, пользующееся таким имуществом безвозмездно, исполнять обязанности налогового агента по НДС, то есть исчислять и уплачивать налог в бюджет.

Рекомендации для осторожных налогоплательщиков

При безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом у арендатора возникают обязанности налогового агента по исчислению и перечислению НДС в бюджет. Так поступать советуют контролирующие органы.

Аргументы в пользу данного варианта поведения следующие.

В целях главы 21 НК РФ передача товаров на безвозмездной основе признается реализацией. Кроме того, согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды. Таким образом, услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат обложению НДС. Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества на безвозмездной основе у арендатора возникают обязанности по исчислению и перечислению в бюджет суммы НДС. Налоговая база при этом определяется исходя из рыночных цен с учетом НДС на момент оказания данных услуг: на последний день налогового периода или месяца, если он определен в договоре в качестве периода оказания услуги.

(См. письма Минфина России от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91, от 02.04.2009 № 03-07-11/100, от 24.10.2007 № 03-07-11/520).

Рекомендации для тех, кто готов отстаивать свою позицию

При безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом не возникает обязанностей налогового агента. Однако данный вариант поведения может повлечь претензии со стороны контролирующих органов.

Обосновывается это следующим.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента возникают при аренде государственного (муниципального) имущества. Однако предоставление имущества в безвозмездное пользование следует квалифицировать как отношения сторон в рамках договора ссуды, а не аренды. В п. 3 ст. 161 НК РФ ссудополучатели не названы в качестве лиц, которые обязаны исполнять обязанности налогового агента.

Кроме того, лицо, пользующееся имуществом безвозмездно, не перечисляет денежные средства органам государственной власти или местного самоуправления, поэтому и удержать НДС из них не может.

(См. постановления ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 № Ф06-4530/11, ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2005 № А52-479/2005/2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2005 № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).


Примечание

Данная рекомендация не распространяется на:

В перечисленных случаях отсутствует объект НДС, а следовательно, не возникают обязанности налогового агента.