Налог на добавленную стоимость

Дата публикации 03.10.2017

Какой адрес продавца (покупателя) указывать в счете-фактуре, если его юридический и фактический адреса не совпадают?

Почему возник вопрос

Статья 169 НК РФ предусматривает, что в счете-фактуре указываются адреса продавца и покупателя. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 уточняет, что в строке 2а счета-фактуры указывается адрес продавца, а в строке 6а – адрес покупателя. Причем с 01.10.2017 указывается адрес из ЕГРЮЛ в пределах места нахождения организации, а до этого указывался адрес в соответствии с учредительными документами. Однако организация может не находиться по юридическому адресу. В связи с чем возникает вопрос, какой адрес должен быть указан в счете-фактуре: фактический или юридический. Ведь от правильности заполнения счета-фактуры зависит, сможет ли покупатель получить вычет по нему.

Рекомендации

В счете-фактуре должен быть указан юридический адрес даже в том случае, если организация по нему не находится.

Аргументируется это следующим.

Форма счета-фактуры, порядок ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" в соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ. Соблюдение данных правил при заполнении счета-фактуры носит обязательный характер для налогоплательщика.

Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, определяют, что в строках 2а и 6а счета-фактуры указываются адреса продавца и покупателя из ЕГРЮЛ в пределах места нахождения (до 01.10.2017 - в соответствии с учредительными документами). Поэтому в счете-фактуре следует указывать юридический адрес, даже если организация по нему отсутствует.

Кроме того, ненахождение продавца (покупателя) по юридическому адресу не противоречит налоговому законодательству. По указанному в ЕГРЮЛ адресу осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). При этом законодательство, определяя "место нахождения" юридического лица, не запрещает ему вести деятельность по другому адресу. Поэтому вычет по счету-фактуре, в котором указан юридический адрес, не соответствующий фактическому, правомерен.

(См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2009 № А56-25006/2008).

Отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в счете-фактуре, может повлечь отказ в вычете. Налогоплательщик при этом может отстоять свое право на вычет при условии, что налоговики не докажут, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Неясность в этом вопросе наблюдалась в период действия постановления Правительства от 02.12.2000 № 914, которое не было обязательным и носило рекомендательный характер для налогоплательщика.

Контролирующие органы и некоторые суды придерживались того же мнения: при несоответствии юридического и фактического адресов в счете-фактуре нужно указывать именно юридический адрес.

(См. письма Минфина России от 16.10.2009 № 03-07-14/98, от 09.11.2009 № 03-07-09/57, постановления ФАС Уральского округа от 16.05.2012 № Ф09-3157/12, ФАС Поволжского округа от 09.11.2011 № Ф06-9114/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 № Ф04-7270/2008(16515-А03-34), ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2012 № Ф07-2120/12, от 01.09.2009 № А52-619/2009).

Однако некоторые суды придерживались иной позиции и допускали указание в счете-фактуре фактического адреса организации на том основании, что ст. 169 НК РФ не разъясняла, какой именно адрес следует указывать: юридический или фактический.

(См. постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.01.2012 № Ф03-6188/11, ФАС Московского округа от 01.02.2011 № Ф05-16094/2010, от 20.08.2010 № КА-А40/7668-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2009 № Ф08-8098/2008, от 22.09.2010 № А32-49229/2009).

Обратите внимание!

Ошибки в счетах-фактурах, в том числе неверное указание адресов, не являются основанием для отказа в вычете НДС, если эти ошибки не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименования товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

(См. письма Минфина России от 30.03.2015 № 03-03-06/1/17383, от 03.12.2014 № 03-03-06/1/61941, от 08.08.2014 № 03-07-09/39449).