Документ
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 № 88-2862/2025
Комментарий
Восьмой КСОЮ рассмотрел спор о начислении процентов по ст. 236 ТК РФ за просрочку выплаты компенсации морального вреда сотруднику. Работник настаивал на выплате процентов за задержку исполнения решения суда, которым с работодателя взыскана компенсация морального вреда (решение суда вынесено 13 марта, а выплата произведена только 23 мая). Компенсацию морального вреда работнику присудили в связи с несчастным случаем на производстве.
Первая инстанция отказала работнику. Апелляционный суд решение отменил со ссылкой на постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 № 16-П и от 04.04.2024 № 15-П (см. комментарий) и указал, что проценты по ч. 1 ст. 236 ТК РФ начисляются на все полагающиеся работнику выплаты, которые (в нарушение трудового законодательства и иных НПА) не были ему своевременно начислены работодателем. Определением от 18.02.2025 № 88-2862/2025 кассационные судьи подтвердили правомерность выводов апелляционной инстанции, указав следующее.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме, размер которой определяется соглашением сторон (локальным нормативным актом работодателя, коллективным договором) или судом (при возникновении споров). С учетом этого выплата компенсации морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве также относится к выплате, полагающейся работнику, которую работодатель своевременно не начислил в полном объеме (с учетом суммы, довзысканной в судебном порядке). Поэтому за задержку такой компенсации работнику положены проценты по ст. 236 ТК РФ.
При этом судьи отклонили доводы работодателя о том, что присужденная компенсация морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве, взысканная на основании норм ГК РФ, не является суммой компенсации, рассчитанной на основании локального нормативного акта работодателя, поэтому не является выплатой, которая должна быть выплачена в соответствии с трудовым законодательством.
Судьи отметили, что присуждение компенсации судом сверх суммы, определенной соглашением сторон, не меняет правовую природу этой компенсации, взысканной по итогам реализации работником предоставленного ему законом права на ее взыскание в суде. Факт взыскания компенсации морального вреда с применением положений статей 151 и 1110 ГК РФ не имеет в данном случае правового значения и не свидетельствует о невозможности применения положений ст. 236 ТК РФ, поскольку ТК РФ, предоставляя работнику право на возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, не регулирует вопросы, касающиеся понятия и определения размера компенсации морального вреда.