Судебная практика

Бывший генеральный директор обязан передать новому документы или доказать, что у него их нет

Дата публикации

Документ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 № 2450-О

Комментарий

В Конституционный Суд РФ обратился бывший генеральный директор организации, который посчитал неконституционной норму ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ). Напомним, что эта норма обязывает при смене руководителя организации обеспечить передачу документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи таких документов организация должна определить самостоятельно.

Заявитель полагал, что указанная норма закона позволяет судебным органам обязать бывшего руководителя организации передать новому руководителю отсутствующие у ответчика, а также несуществующие (несозданные) документы корпоративного и бухгалтерского учета.

Однако Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу. Судьи пояснили, что ч. 4 ст. 29 Закона № 402-ФЗ призвана обеспечить соблюдение организациями установленных законодательством требований по ведению бухгалтерского учета и дальнейшей хозяйственной деятельности организации при смене её руководителя.

Возлагая на бывшего генерального директора организации обязанность передать подлинники бухгалтерских документов общества новому генеральному директору, судьи исходили из того, что не было доказательств:

Отметим, что Верховный Суд РФ придерживается аналогичного подхода в своих решениях: бывший директор обязан объяснить отсутствие документов и причины их отсутствия (см. определения Верховного Суда РФ от 09.08.2022 № 307-ЭС22-5640 по делу № А26-507/2021, от 12.07.2021 № 304-ЭС21-9898 по делу № А67-7819/2019). Судьи указали, что директор обязан организовать хранение бухгалтерской отчетности и других документов, необходимых для руководства текущей деятельностью организации, и при увольнении передать их новому руководителю организации.

Также судьи Верховного Суда РФ поясняли, что порядок передачи документов действующим законодательством не определен. Поэтому рекомендуется его прописать в локальном нормативном акте организации (например, в Положении о порядке приема-передачи дел при увольнении генерального директора), уставе организации или трудовом договоре с генеральным директором.

Если такой порядок не закреплен, то, по мнению судей, он зависит от конкретных обстоятельств дела (объема документации, вида документации, правил документооборота, принятых в организации или соблюдающихся фактически).