Судебная практика

Назначат ли штраф за неисполнение требования, которое налогоплательщик не получил по почте?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2022 № Ф03-2432/2022 по делу № А51-7796/2021

Комментарий

ИФНС оштрафовала предпринимателя за неисполнение требований о представлении документов, которые были направлены ему почтой. Налогоплательщик с действиями инспекции не согласился, поскольку никаких требований от нее не получал и обжаловал штрафы в суде.

Арбитры согласились с позицией налогоплательщика, отметив следующее.

Привлекая налогоплательщика к ответственности, инспекция должна не только констатировать факт неисполнения им требований о представлении документов, но и обязана установить наличие в его действиях (бездействии) вины – как обязательного элемента состава правонарушения.

В рассматриваемом споре требования были направлены предпринимателю заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации, однако в связи с неудачной попыткой вручения почтовая корреспонденция была возвращена ИФНС. Следовательно, предприниматель спорные требования не получал и не мог их исполнить.

Налоговый орган, получив возвращенные почтовые отправления, должен был предпринять иные меры к повторному направлению требований или вручению их иным способом. При этом инспекция не представила доказательств уклонения налогоплательщика от получения требований.

Судьи отметили, что правило считать заказное письмо полученным по почте на шестой день со дня его отправки, установленное п. 4 ст. 31 НК РФ, не отменяет обязанность инспекции устанавливать вину налогоплательщика при привлечении его к ответственности.