Судебная практика

Пленум Верховного Суда РФ о привлечении к административной ответственности за нарушения трудового законодательства

Дата публикации

Документ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

Комментарий

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 (далее – Постановление № 45)  даны ответы на вопросы, связанные с привлечением работодателей к административной ответственности за нарушения требований трудового законодательства. Рассмотрим подробнее эти разъяснения.

За какие нарушения применяется ответственность по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ

Административная ответственность за нарушения в сфере трудового законодательства установлена статьями ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена за нарушения:

Например, если работодатель нарушил нормативные требования, которые содержатся в постановлении Правительства РФ, то ответственность за нарушение будет применяться по соответствующей норме ст. 5.27 КоАП РФ так же, как и за нарушение требований трудового законодательства, установленных в ТК РФ.

Если допущены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, которые содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, то за их совершение применяется ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к ст. 5.27 КоАП РФ (п. 3 Постановления № 45).

Кого могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства

За нарушение требований трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) могут привлечь:

Должностными лицами, которые привлекаются к ответственности по ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются лица, совершившие административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Организационно-распорядительные функции должностного лица включают полномочия по руководству трудовым коллективом или находящимися в его подчинении отдельными работниками (служащими), формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, организации труда или службы подчиненных, применению мер поощрения (награждения), наложению дисциплинарных взысканий и т.п.

Административно-хозяйственными функциями признаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 4 и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).

Если деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, гражданина могут привлечь к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные в период этой деятельности правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такому гражданину назначается административное наказание, установленное для индивидуального предпринимателя (п. 6 Постановления № 45).

Можно ли привлечь должностное лицо к ответственности после увольнения?

Привлечь должностное лицо к ответственности могут и в том случае, если трудовые отношения с ним уже прекращены. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

Какие нарушения повлекут ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, например, за следующие нарушения трудового законодательства:

Повторное нарушение трудового законодательства (законодательства об охране труда)

Административная ответственность за повторное совершение аналогичного нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда предусмотрена ч. 2, 5, 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При этом административное правонарушение признается аналогичным при соблюдении следующих условий:

Поэтому судьи должны проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на дату совершения нового аналогичного административного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности.

Например, повторным аналогичным нарушением трудового законодательства является отказ в выдаче документов, связанных с работой, или их копий одному, а затем другому сотруднику (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что привлечь к административной ответственности должностное лицо могут независимо от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях (п. 8 Постановления № 45).

Что означает ненадлежащее оформление трудового договора

Ненадлежащим оформлением трудового договора признается:

При этом отсутствие в трудовом договоре, например, конкретных дат выплаты заработной платы, если они предусмотрены коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка, не является нарушением (п. 10 Постановления № 45).

Какие нарушения трудового законодательства не являются длящимися

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что не являются длящимися такие нарушения трудового законодательства, как:

Нарушение сроков выплаты зарплаты и невыплата зарплаты

За нарушение сроков выплаты заработной платы (в том числе в неденежной форме) предусмотрена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Эта же санкция применяется и в случае, когда нарушены сроки выплат других сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку таких выплат (п. 2 ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 142, ст. 236 ТК РФ).

Нарушение срока каждой выплаты в отношении нескольких сотрудников, например задержка аванса за месяц или несвоевременная выплата отпускных сотрудникам, которые уходят в отпуск в один день, признается одним нарушением по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 17 Постановления № 45).

Если заработная плата не выплачивалась работникам, с которыми трудовой договор не заключался или не оформлялся надлежащим образом, но они приступили к выполнению трудовой функции, то это также признается нарушением. За него наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание, что обязанность по выплате сумм, причитающихся работнику, считается выполненной в день передачи платежного поручения в банк (при условии, что на расчетном счете работодателя достаточно денежных средств). При этом дата фактического поступления денег на текущий счет работника значения не имеет (п. 14 Постановления № 45).

Необходимо учитывать, что если работодатель выплачивает зарплату не полностью в течение более 3 месяцев или полностью не выплачивает более 2 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то такие действия подпадают под уголовную ответственность.

Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ):

либо

либо

либо

Полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или личной заинтересованности руководителем организации, работодателем-физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ):

либо

либо

Деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ):

либо

Если такие обстоятельства установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, то это дело прекращается с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ и пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 15 Постановления № 45.

Замена банка для выплаты зарплаты

Право работника на замену кредитной организации, в которую переводится заработная плата, закреплено в ч. 3 ст. 136 ТК РФ. Условия перевода заработной платы в кредитную организацию определяются коллективным договором или трудовым договором.

Если работодатель отказывает работнику в замене зарплатного банка на основании положений коллективного договора, в котором указан конкретный банк для выплаты заработной платы, то за такое нарушение наступает ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (п. 16 Постановления № 45).

Специальная оценка условий труда

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение или нарушение порядка проведения работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах распространяется и на внеплановую спецоценку (п. 1 ч. 2 ст. 4 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее – Закон № 426-ФЗ).

Нарушением порядка проведения специальной оценки признается невыполнение работодателем предусмотренных Законом № 426-ФЗ обязанностей, а также обязательных требований к процедурам, реализуемым при проведении спецоценки.

К таким нарушениям, в частности, относятся:

Если работодатель не реализовал мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников с учетом результатов проведения спецоценки (например, не внедрил системы автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, не установил ограждения элементов производственного оборудования, защищающие от воздействия движущихся частей и др.) (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ), то за такое нарушение он привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

В ситуации, когда нарушение порядка проведения спецоценки допустила специализированная организация, ответственность для нее наступает по ст. 14.54 КоАП РФ (п. 19 Постановления № 45).

Нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не являются длящимися, поскольку выражаются в невыполнении обязанностей к установленному сроку. Например, это такие нарушения, как непроведение спецоценки, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативам (ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Такие разъяснения содержатся в п. 20 Постановления № 45.

Допуск к работе работников, не прошедших обучение по охране труда или медосмотр

Ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск к исполнению трудовых обязанностей:

Привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ могут за допуск к работе без медицинского осмотра любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций. Это касается также директора организации, главного бухгалтера, бухгалтеров и охранников (п. 21 Постановления № 45).

При этом оштрафовать работодателя могут за каждого работника, который допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда или обязательного медосмотра (абз. 2 п. 22 Постановления № 45).

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения,  проверки знаний требований охраны труда, обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся нарушением. Такое нарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к ней) работника, который не прошел обучение и проверку знаний в области охраны труда, обязательный медосмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, а также, если выявлены медицинские противопоказания для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и абз. 3-5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Такие разъяснения содержатся в п. 22 Постановления № 45.

Невыдача работникам СИЗ

На работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах:

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности (при их отсутствии – типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики).

За необеспечение работников СИЗ предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. К ответственности по данной норме работодателя могут привлечь за следующие нарушения, связанные с обеспечением работников СИЗ:

Если работодатель не обеспечил СИЗ нескольких работников, то составляется один протокол об административном правонарушении.

Необеспечение работников СИЗ является длящимся нарушением (п. 23 Постановления № 45.).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Если из протоколов об административных правонарушениях следует, что работодатель совершил одно нарушение, за которое предусмотрена ответственность двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ, судья выносит определение об объединении таких материалов в одно производство. Оно рассматриваются судьей с вынесением одного постановления и назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ – в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.

Примером такого нарушения является невыполнение работодателем обязанностей выдать находящемуся на работе работнику в день увольнения трудовую книжку и произвести с ним расчет при условии, что работодатель ранее привлекался к ответственности по ч. 1 и ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за совершение аналогичных нарушений (ч. 2 и ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

В ситуации, когда совершены нарушения, которые предусмотрены одной частью ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания за их совершение положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не применяются.

Такие разъяснения содержатся в п. 25 Постановления № 45.