Судебная практика

Представлять ли документы, если требование получено после завершения проверки?

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2021 № 304-ЭС21-21121

Комментарий

Налоговое законодательство не предусматривает оснований для неисполнения требования ИФНС, если оно направлено налогоплательщику в последние дни камеральной проверки. С таким выводом нижестоящих судов согласился Верховный Суд РФ (определение от 19.11.2021 № 304-ЭС21-21121).

Спор возник при следующих обстоятельствах. Организация 22.03.2019 представила в ИФНС декларацию по УСН за 2018 год. Налоговая в ходе камеральной проверки декларации выявила ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах. В связи с этим организации направлено требование о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений. Датировано оно было последними днями камеральной проверки (20.06.2019).

Организация, получив требование 01.07.2019, посчитала его направленным за рамками проведения проверки и не стала исполнять (о чем уведомила ИФНС письмом от 01.07.2019). В результате налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.

При рассмотрении дела суды исходили из следующего. Срок проведения камеральной проверки представленной организацией декларации по УСН – 22.03.2019 до 24.06.2019 (п. 2 ст. 88 НК РФ). Требование от 20.06.2019 направлено ИФНС в адрес налогоплательщика 21.06.2019, т. е. в пределах срока проверки. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность по его исполнению. Поскольку общество в установленный срок требование не исполнило, привлечение его к ответственности по ст. 129.1 НК РФ является правомерным.

Кроме того, судьи отметили, что законом налогоплательщику не предоставлены полномочия для проверки оснований направления налоговым органом требования о представлении сведений (пояснений). Организация не вправе оценивать относимость истребуемых пояснений (сведений) к контрольным мероприятиям, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, а также оценивать целесообразность выставленного в его адрес требования.