Судебная практика

Можно ли уволить по медицинским показаниям инвалида 2-й группы?

Дата публикации

Документ

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 № 88-1978/2021 по делу № 2-712/2020

Комментарий

Девятый кассационный суд пришел к выводу, что увольнение сотрудника с инвалидностью 2-й группы (с детства) незаконно, если у работодателя отсутствует медицинское заключение по результатам экспертизы профессиональной пригодности. Спор возник после увольнения сотрудника по п. 5 части 1 ст. 81 НК РФ в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинском заключением.

Работодатель утверждал, что увольнение работника законно, поскольку в соответствии со справкой МСЭ установлена нетрудоспособность работника, он находится под наблюдением участкового психиатра и получает пенсии по инвалидности бессрочно. Восстанавливая сотрудника на работе, суд указал, что основанием к увольнению работника по пункту 5 части 1 статьи 83 ТК РФ может быть только медицинское заключение, выданное в рамках экспертизы профессиональной пригодности. Такая экспертиза проводится в соответствии с ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Порядком, утв. приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 282н (далее – Порядок).

Экспертизу должно проводить медицинское учреждение с соответствующей лицензией. На основании протокола проведения экспертизы оформляется заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ по форме, предусмотренной приложением № 2 (пункт 12 Порядка). Иные заключения не могут быть основанием для увольнения. В частности, заключение медико-социальной экспертизы не подходит, поскольку она проводится в целях определения мер социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ). Ее результаты не могут применяться для целей признания сотрудника неспособным к трудовой деятельности.

Аналогичное мнение высказывали ранее судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия).