Судебная практика

Надо ли удерживать НДС при оплате зарубежных поездок для победителей маркетинговых акций?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2021 № Ф05-931/2021 по делу № А40-308083/2019

Комментарий

Предоставление победителям маркетинговых акций и конкурсов бесплатной поездки за границу для целей НДС следует рассматривать как приобретение услуг в сфере туризма, а не как часть услуг в сфере маркетинга. Поэтому российская организация, которая проводит такие акции, не должна выступать в роли налогового агента и удерживать НДС при покупке путевок у иностранной компании. К таким выводам пришел Арбитражный суд Московского округа по итогам рассмотрения следующего спора.

ООО проводило среди своих клиентов конкурс, направленный на увеличение продаж. Победители получали право на бесплатную загранпоездку. Для этого общество заключило договор с иностранной компанией на оказание услуг по организации таких поездок в стране назначения, то есть на трансфер, проживание, экскурсионную программу. ИФНС посчитала, что поскольку такой договор заключен в связи с маркетинговым мероприятием, то и оказываемые иностранцем услуги надо признать маркетинговыми. Значит, местом их реализации будет РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), что влечет появление у российской организации обязанностей налогового агента по НДС, сумма которого должна быть удержана из перечисляемых иностранной фирме сумм.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они указали, что из договора и из всех первичных документов однозначно следует: иностранная компания оказывала услуги по организации отдыха физических лиц, а не маркетинговые услуги, связанные с повышением продаж ООО. Поэтому в терминах ст. 148 НК РФ такой договор нужно рассматривать как связанный с оказанием услуг в сфере туризма. Поскольку фактически эти услуги оказывались за пределами РФ, НДС они не облагаются на основании пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ (постановление от 18.02.2021 № Ф05-931/2021 по делу № А40-308083/2019).