Судебная практика

Действует ли ставка НДС 0 процентов по услугам фрахтования при перевозке экспортного товара по России?

Дата публикации

Документ

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 31-П

Комментарий

Организация (экспортер) заключила договор фрахтования судна для перевозки груза на экспорт. В связи с непредвиденными обстоятельствами (поломка судна) перевозчик не смог транспортировать груз за границу, преодолев только часть пути по территории РФ. По оказанным услугам перевозчик уплатил НДС в бюджет по ставке 18 процентов и собирался взыскать НДС через суд с экспортера в качестве задолженности по договору, полагая, что ставка НДС 0 процентов в данном случае неприменима (международная перевозка была завершена другим перевозчиком).

Судьи решили, что формально после аннулирования первоначального коносамента на международную перевозку имеющийся коносамент на внутрироссийскую часть перевозки не подтверждает факт вывоза товара за пределы РФ. Значит, применять ставку НДС 0 процентов нельзя (п. 3 ст. 164 НК РФ).

С ними не согласился Конституционный Суд РФ. В постановлении от 30.06.2020 № 31-П отмечается, что для применения ставки НДС 0 процентов необходимо одновременно соблюсти условия:

  • услуги оказываются (судно предоставляется) в целях отправки товара на экспорт;
  • есть подтверждающие документы.

Одним из таких документов (помимо контракта) является копия коносамента, в котором место выгрузки товара значится за пределами РФ (пп. 2 п. 14 ст. 165 НК РФ). Аннулирование коносамента означает прекращение его действия, но не влияет на подтверждение ставки НДС 0 процентов. Формальный подход недопустим.

Таким образом, ставку НДС 0 процентов можно применять и по услугам фрахтования судна при экспортной перевозке, даже если услуги оказаны только на внутрироссийском этапе международной перевозки. При этом необходимо представить документы:

  • подтверждающие связь оказанных услуг с завершенной экспортной операцией, облагаемой НДС по ставке 0 процентов;
  • а также факт наступления непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в связи с которыми продолжение международной перевозки стало невозможным.