Судебная практика

Можно ли сдать отчетность на бумаге, если руководитель не мог получить УКЭП?

Дата публикации

Документ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2020 № Ф09-2684/20 по делу № А60-44331/2019

Комментарий

Если количество работающих в организации застрахованных лиц превышает определенный предел (10 и 25 человек), то отчетность по страховым взносам в налоговые органы, а также в ПФР нужно представлять исключительно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. И за нарушение этого порядка и сдачу отчетности «на бумаге» установлены штрафы. Однако их взыскание законно только если у организации действительно была возможность получить усиленную квалифицированную электронную подпись, чтобы подписать соответствующий файл с отчетностью. В противном случае наказывать за представление "бумажной" отчетности нельзя. На этот нюанс обратили внимание судьи Арбитражного суда Уральского округа.

Ситуация, попавшая на рассмотрение суда, складывалась следующим образом. В организации разгорелся конфликт между директором и учредителем. Последний уволил директора, однако тот обратился в суд с иском о восстановлении на работе и фактически заблокировал возможность назначения нового руководителя. В результате, пока шло рассмотрение спора, в компании не было официального руководителя, а различные лица, выполнявшие в этот период руководящие функции имели неопределенные полномочия. Лиц, имеющих УКЭП в этот период в организации не было, поэтому вся отчетность сдавалась исключительно "на бумаге". Как отметили судьи, в подобных обстоятельствах нет вины организации в том, что отчетность представлена не в электронном формате. И, следовательно, не может быть и штрафа (постановление от 21.05.2020 № Ф09-2684/20 по делу № А60-44331/2019).