Судебная практика

Чем грозит просрочка при вынесении решения по проверке

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947 по делу № А40-222695/2018

Комментарий

Пункт 1 ст. 101 НК РФ предусматривает, что решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее одного месяца и 10 рабочих дней после окончания срока, отведенного налогоплательщику на представление возражений по акту. А при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля – не позднее 10 рабочих дней после истечения времени на представление дополнительных возражений. Однако на практике эти сроки часто нарушаются – решение по проверке принимается налоговым органом гораздо позже.

Именно такая ситуация попала на рассмотрение ВС РФ. Проверка в отношении налогоплательщика началась в 2016 году, но по состоянию на сентябрь 2018 года решение по ней так и не было вынесено, хотя все установленные ст. 101 Кодекса сроки давно вышли. В итоге налогоплательщик через суд потребовал признать незаконным бездействие ИФНС и обязать ее вынести хоть какое-нибудь решение по проверке. Но судьи организацию не поддержали, указав, что само по себе нарушение сроков, отведенных ст. 101 НК РФ на вынесение решения, никак не нарушает права налогоплательщика. Напротив, в данном случае несоблюдение сроков связано с тем, что ИФНС проверяла факты, изложенные налогоплательщиком в возражениях по акту проверки. Значит, нарушение положений ст. 101 НК РФ связано исключительно с необходимостью полного и всестороннего установления всех нюансов дела.

При таких обстоятельствах, по мнению ВС РФ, решение в установленный срок не могло быть вынесено. Поэтому нельзя говорить о незаконности бездействия ИФНС, а равно о незаконности решения, которое будет вынесено (пусть и с нарушением срока) по итогам данной проверки (определение от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947 по делу № А40-222695/2018).

Отдельно заметим, что подобные процедурные нарушения со стороны ИФНС имеют последствия. Дело в том, что в силу разъяснений, приведенных в п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных п. 1 ст. 100 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В связи с этим при проверке судом соблюдения сроков осуществления принудительных мер сроки их совершения учитываются в той продолжительности, которая установлена НК РФ. Другими словами, нарушение срока вынесения решения по результатам проверки не влияет на течение двухмесячного срока, установленного ст. 46 НК РФ для взыскания указанных в решении сумм во внесудебном порядке (по решению налогового органа), а равно и на течение шестимесячного срока, установленного этой статьей для обращения в суд с требованием о взыскании соответствующих сумм. Значит, затягивание с вынесением решения может привести к тому, что к моменту вступления решения в силу ИФНС просто не сможет взыскать указанные в нем суммы.