Судебная практика

Как считать штраф за поставку некачественного товара

Дата публикации

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2019 № 307-ЭС19-8572 по делу № А56-85871/2018

Комментарий

Как правило, заключая договор поставки, стороны устанавливают взаимную ответственность. Так, покупатель отвечает за нарушения, связанные с оплатой и приемкой товаров, а продавец – за нарушения, связанные со сроками поставки и качеством товара. Однако следует быть предельно внимательным и использовать однозначные формулировки, иначе разбираться с размером штрафа придется суду. Именно так случилось в деле, попавшем на рассмотрение Верховного Суда РФ.

Продавец и покупатель заключили договор поставки, в котором установили, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств устанавливается штраф в фиксированной сумме. При этом договор предусматривал поставку товаров на основании отдельно согласуемых спецификаций, каждая из которых могла содержать большое количество наименований разных товаров. И вот по одной из таких спецификаций поставщик поставил некачественные товары. Покупатель потребовал уплаты штрафа за каждый некачественный товар, поставленный по спецификации. А поставщик посчитал, что речь идет только об одном нарушении, поэтому и штраф надо платить в однократном размере.

В итоге дело дошло до ВС РФ, который встал на сторону продавца. Судьи указали, что поставка товара ненадлежащего качества, произведенная в рамках одной спецификации, является одним нарушением. Значит, штраф должен быть один, причем вне зависимости от того, сколько некачественных товаров передано покупателю по этой спецификации (определение от 17.06.2019 № 307-ЭС19-8572 по делу № А56-85871/2018).