Судебная практика

Можно ли оштрафовать покупателя за неоплату товара, в котором выявлен брак?

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.10.2018 № Ф02-4517/2018 по делу № А33-4632/2017

Комментарий

По правилам Гражданского кодекса поставщик обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям заключенного договора (ст. 506 и 489 ГК РФ). В свою очередь покупатель, получивший некачественный товар, имеет право выбрать один из вариантов действий – потребовать уменьшения цены, потребовать бесплатно устранить недостатки, устранить недостатки самостоятельно или потребовать от продавца возмещения понесенных расходов (ст. 475 ГК РФ). При этом покупатель может отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров. Если же такие товары уже оплачены, то покупатель может потребовать возврата оплаты до момента устранения недостатков товаров (доукомплектования) или их замены. (ст. 520 ГК РФ).

Именно поэтому нельзя говорить о начислении каких-либо пеней или штрафов в связи с тем, что покупатель в срок, установленный договором, не перечислил поставщику всю сумму, включая и плату за некачественный товар. На это обратил внимание Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. В постановлении от 02.10.2018 № Ф02-4517/2018 по делу № А33-4632/2017 судьи отметили следующее: если на дату оплаты, указанную в договоре, выявленные покупателем недостатки не были устранены, то оснований для взыскания с покупателя неустойки, начисленной за просрочку оплаты, нет.