Судебная практика

В какой срок инспекция вправе назначить повторную выездную проверку в связи с подачей уточненки?

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973

Комментарий

Если после проведения выездной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению, инспекция вправе провести повторную выездную проверку. В ее рамках проверяется период, за который подана уточненка (п. 10 ст. 89 НК РФ). При этом в НК РФ ничего не сказано о сроках, в течение которых налоговый орган должен принять решение о ее назначении.

Из арбитражной практики следует: если срок между датой подачи уточненной декларации и решением о проведении повторной проверки значителен, налогоплательщик вправе оспорить такое решение. Для этого подается жалоба в вышестоящий налоговый орган, а затем (в случае отрицательного решения по жалобе) – в суд (п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Суды отмечают, что налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию в любое время. Однако выездная проверка на основании уточненки (в которой сумма налога уменьшена) должна быть назначена налоговым органом в разумные сроки. Обязанность обосновать сроки возлагается на инспекцию.

Так, суды признают незаконным назначение повторной выездной проверки, если с момента представления уточненки прошел, к примеру, 1 год и 10 месяцев (см. определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973) или 2 года и 11 месяцев (см. постановление АС Северо-Западного округа от 20.08.2018 № Ф07-8502/2018).

Таким образом, в случаях, когда указанный период превышает год, у налогоплательщика есть шансы признать в суде незаконными действия инспекции.