Судебная практика

Приостановка выездной проверки не продлевает срок представления документов по требованию ИФНС.

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018 № Ф02-2019/2018 по делу № А10-3056/2014

Комментарий

При проведении проверки организация-налогоплательщик обязана представлять по требованию ИФНС документы в течение 10 рабочих дней. Такой порядок установлен п. 3 ст. 93 НК РФ. Однако если речь идет о выездной налоговой проверке, то подобные требования к налогоплательщику инспекция может предъявлять только в период, когда проверка активна. Если принято решение о приостановке выездной проверки, то запрашивать документы у проверяемого налогоплательщика инспекция не вправе (п. 9 ст. 89 НК РФ).

На основе этих положений налогового законодательства плательщик сделал следующий вывод: если требование о предоставлении документов получено непосредственно перед приостановкой проверки, то во время приостановки десятидневный срок не течет и начнет отсчитываться только после возобновления проверки. Однако судьи такое толкование НК РФ не поддержали, указав, что плательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки. При этом приостановление проверки на исчисление десятидневного срока представления документов по уже выставленному требованию не влияет (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018 № Ф02-2019/2018 по делу № А10-3056/2014).

Заметим, что вывод суда полностью соответствует сложившейся административной и судебной практике. Так, аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ и Минфина России от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644. Кроме того, подобный подход принят на вооружение и высшими судебными инстанциями, о чем свидетельствует п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".