Судебная практика

Установленная Министерством культуры РФ обязанность хранить документы распространяется на коммерческие организации

Документ

Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11

Ситуация

Истец обратился в суд с требованием о признании недействующим приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В частности, обжалуется норма, которая обязывает акционерные общества и другие коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, хранить документы, перечисленные в упомянутом перечне.

Позиция истца

Истец считает, что оспариваемый документ:

По мнению истца, действие этого приказа не может распространяться на организации, не подведомственные Министерству культуры РФ. Исполнение этого приказа влечет несение дополнительных расходов, а также затраты других ресурсов для выполнения несвойственной деятельности (например, обязанность предоставлять информацию и документацию акционерам).

Позиция ответчика

Оспариваемый приказ соответствует положениям Закона № 125-ФЗ, принят Министерством культуры РФ в пределах своих полномочий и не возлагает не предусмотренных законом обязанностей на коммерческие организации, так как обязанность по хранению документов организациями установлена Законом № 125-ФЗ, Законом «Об акционерных обществах», Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым Кодексом РФ.

Позиция суда (решение в пользу ответчика)

Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из следующего.

Обязанность по хранению документов организациями установлена рядом нормативных актов (например, ст. 17 Закона № 125-ФЗ, ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Такая обязанность, согласно указанным нормам, распространяется, в том числе, на акционерные общества и другие коммерческие организации.

Оспариваемый приказ не обязывает организации создавать все указанные в нем документы, а устанавливает лишь сроки хранения тех документов, которые могут быть созданы в процессе деятельности организации. Кроме того, приказ не обязывает организации предоставлять какую-либо документацию своим участникам. Такая обязанность возложена на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью иными законодательными актами. Таким образом, оспариваемый приказ не возлагает на коммерческие организации каких-либо дополнительных обязанностей, кроме тех, которые установлены Законом № 125-ФЗ и другими действующими законами, а также не создает препятствий для осуществления такими организациями экономической деятельности.

Оспариваемый приказ принят Министерством культуры РФ в пределах своих полномочий.

Рекомендации

Приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 вступил в силу с 30.09.2011. С этого момента его требования являются обязательными для исполнения, в том числе и коммерческими организациями, не подведомственными федеральным органам власти. Данный приказ не противоречит закону и не налагает на такие организации какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством ранее.

Обращаем Ваше внимание на то, что до указанной даты приказ не порождал никаких правовых последствий, так как была опубликована лишь его вводная часть. А это, по мнению ВАС РФ, не считается его публикацией, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом перечне, без которого опубликованная часть не могла применяться (решение от 06.09.2011 № 7889/11).