Судебная практика

Верховный суд РФ разъяснил некоторые вопросы судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел

Дата публикации

Документ

Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел от 01.02.2012

 

Сфера оказания гражданам туристских услуг подпадает под регулирование законодательства о защите прав потребителей

При рассмотрении дел о спорах, возникающих при оказании гражданам туристских услуг, применяется Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-I (далее – Закон № 2300-I). При этом под потребителем следует понимать заказчика туристского продукта, имеющего намерение заказать или заказывающего и использующего туристский продукт исключительно для личных, семейных нужд. Исполнителем является туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта.

 

Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на договоры об оказании посреднических услуг, даже если в них нет указания на стоимость таких услуг

Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 2300-I потребитель имеет право потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы или оказанной услуги. Отсутствие в договоре об оказании услуг указания на стоимость таких услуг не свидетельствует о недействительности такого договора, а только порождает у исполнителя право требовать от заказчика оплаты своих услуг на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть исходя из цены договора, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.

 

Если сумма, присужденная судом потребителю, уменьшена, то штраф за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя также должен быть снижен

На основании п. 6 ст. 13 Закона № 2300-I в случае удовлетворения судом требований потребителя, суд имеет право взыскать с исполнителя (изготовителя, продавца и т.д.) штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. По общему правилу такой штраф составляет 50 процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя. Однако если судами высших инстанций присужденная потребителю сумма будет изменена, должен быть изменен также и размер указанного штрафа, исходя уже из новой суммы.

 

Факт отсутствия в товаре недостатков или факт их возникновения не по вине продавца должен доказывать сам продавец

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 2300-I, если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, продавец обязан предоставить потребителю информацию об этом. В противном случае права потребителя считаются нарушенными и продавец должен нести ответственность, даже если информация не была им представлена по причине ее отсутствия. Обязанность доказывания факта отсутствия в товаре недостатков, либо факта их возникновения не по его вине, лежит на продавце.