Документ
Приказ Банка России от 07.08.2025 № ОД-1765
Комментарий
С 1 сентября 2025 года банки обязаны при выдаче наличных через банкоматы проверять, не находится ли человек под воздействием мошенников, а также не совершает ли эту операцию злоумышленник. Если операция соответствует хотя бы одному из признаков, банк немедленно сообщит об этом клиенту и введет временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате на 48 часов: снять можно будет не более 50 тыс. рублей в сутки. Снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка (ст. 24.3-1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Банк России издал приказ, в котором закрепил 9 признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации при применении этого правила. Рассмотрим их.
- Несоответствие обстоятельств снятия наличных обычным обстоятельствам, при которых клиент снимает деньги, а именно:
- времени (дня) осуществления запроса на выдачу наличных денежных средств;
- места нахождения банкомата, с использованием которого осуществляется запрос на выдачу наличных денежных средств;
- суммы запроса на выдачу наличных денежных средств;
- периодичность (частота) запросов на выдачу наличных денежных средств в течение календарного дня.
- Превышение установленного правилами платежной системы времени направления ответа на запрос при взаимодействии банкомата и платежной или цифровой платежной карты.
- Несоответствие способа направления запроса на выдачу наличных денежных средств способам, которые клиент использует обычно.
- Направление запроса на выдачу наличных денежных средств в течение 24 часов с момента:
- предоставления кредитных (заёмных) денежных средств или кредитной карты, увеличения лимита на выдачу наличных денежных средств или лимита кредитования (по кредитным картам);
- поступления денежных средств на сумму более 200 тыс. руб. на банковский счет (вклад) физического лица с использованием сервиса быстрых платежей с банковского счета (вклада) указанного физического лица, открытого другой кредитной организацией;
- досрочного расторжения договора банковского вклада на сумму более 200 тыс. руб. по требованию вкладчика.
- Наличие информации об уровне риска осуществления операции без добровольного согласия клиента, о факторах риска компрометации данных электронного средства платежа, направленной оператором услуг платежной инфраструктуры, если это предусмотрено правилами платежной системы.
- Наличие информации от операторов связи, владельцев мессенджеров, владельцев сайтов или иных юридических лиц о том, что в период не менее 6 часов до попытки снятия денег ими выявлены:
- телефонные переговоры по мобильному телефону, не соответствующие характеру (периодичности (частоте), продолжительности) обычно совершаемых клиентом телефонных переговоров до или во время запроса на выдачу наличных денежных средств;
- получение клиентом банка нетипичных сообщений, в том числе в мессенджерах или по электронной почте, в частности, коротких текстовых сообщений (увеличения количества получаемых сообщений от Госуслуг или из банков с новых абонентских номеров или от новых адресатов).
- Наличие информации от операторов связи, владельцев мессенджеров, владельцев сайтов или иных юридических лиц, а также выявленной банком в рамках реализуемой системы управления рисками:
- о вредоносном программном обеспечении (вредоносных программах) на устройствах абонента, которые используются для направления запроса на выдачу наличных денежных средств;
- о нетипичных для клиента параметрах, событиях в сессии дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя, инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных);
- о смене номера мобильного телефона в личном кабинете дистанционного банковского обслуживания или личном кабинете физического лица на Госуслугах;
- о выявлении факта смены идентификационного модуля устройства клиента и (или) параметров устройства, с помощью которого осуществляется направление запроса на выдачу наличных денежных средств.
- Пять и более отказов в выдаче наличных денежных средств (в том числе в связи с превышением лимита кредитования либо ошибками при вводе ПИН-кода) в течение календарного дня.
- Совпадение сведений, относящихся к клиенту банка или его электронному средству платежа, со сведениями, размещенными в государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, созданной в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ.