Документ
Постановление Правительства России от 15.08.2025 № 1224
Комментарий
С 01.04.2025 с доходов от деятельности по распространению интернет-рекламы, направленной на привлечение потребителей в РФ, нужно делать обязательные отчисления (далее – рекламный сбор). Подробно об этом мы писали здесь.
Правительство России определило особенности расчета и уплаты рекламного сбора в постановлении от 15.08.2025 № 1224 (далее – Постановление № 1224). Рассмотрим его основные положения подробнее.
Плательщики
По общему правилу платить рекламный сбор должны рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, а также агенты (далее – плательщики), которые заключили (подп. "в" п. 3 Постановления № 1224):
- договор с рекламодателем;
- договор с агентом или агентами, заключившими с рекламодателем или друг с другом договор, направленный на реализацию услуг по распространению рекламы рекламодателя.
При этом в некоторых случаях часть плательщиков может быть освобождена от обязанности платить сбор.
Ситуация 1. Рекламодатель заключил договор с рекламораспространителем, оператором рекламной системы или посредником. В этом случае рекламный сбор платит только тот, кто заключил договор с рекламодателем, так как он получил от последнего доход (п. 4 Постановления № 1224).
Ситуация 2. Рекламодатель заключил договор с агентом, а агент заключил договоры с другими лицами (например, с распространителем рекламы, оператором рекламной системы, посредником). В этом случае рекламный сбор платят все участники этой цепочки, получившие доход, т. е. сам агент и те, с кем он заключил договоры. При этом агент вправе по своему желанию оплатить рекламный сбор не только за себя, но и за других участников цепочки. Если он это сделает, лица, заключившие с ним договоры, освобождаются от уплаты сбора. В противном случае каждый должен заплатить сбор за себя (п. 5, 6 Постановления № 1224).
Расчет размера рекламного сбора
Общий размер рекламного сбора не может превышать 3 % суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в интернете (стоимости таких услуг) (подп. "а" п. 3 Постановления № 1224).
Базой для расчета обязательных отчислений является доход, полученный плательщиками от реализации услуг по распространению рекламы в интернете, направленной на привлечение потребителей рекламы, находящихся на территории РФ (п. 7 Постановления № 1224).
Сведения о доходах участников цепочки распространения рекламы Роскомнадзор получит из ЕРИР – Единого реестра интернет-рекламы, рекламы, сведения в который представляют сами участники рекламного рынка. В реестре хранятся также данные о заключенных между ними договорах, об актах и платежах в рамках этих договоров.
При расчете рекламного сбора не учитываются доходы, полученные от реализации услуг по распространению рекламы в интернете, в отношении которых обязательные отчисления не уплачиваются на основании ч. 12 ст. 18.2 от 13.03.2006 № 38-ФЗ, а именно:
- на сайтах, владельцами которых являются:
- вещатели телеканалов и (или) радиоканалов
- информационные агентства
- на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, редакции и (или) учредители которых:
- были учреждены государственными или муниципальными органами или с участием РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
- в течение года получали бюджетные ассигнования из бюджета РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
- являются редакцией или издателем или учредителем печатного издания с совокупным тиражом в течение года:
- 15 млн экземпляров при выпуске двух и более раз в неделю
- 2,5 млн экземпляров при выпуске один раз в одну, две или три недели
- 700 тыс. экземпляров при выпуске один раз в месяц или два месяца
- 300 тыс. экземпляров при выпуске один раз в квартал и реже
- на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ согласно ст. 32.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I.
Периодичность и сроки уплаты
Платежным периодом для уплаты рекламного сбора является квартал.
Срок уплаты – не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за прошедшим кварталом. Например, за 2-й квартал 2025 года сбор необходимо уплатить до 05.09.2025 включительно. При этом не позднее 15-го числа второго месяца (15.08.2025 – в примере), следующего за прошедшим кварталом, Роскомнадзор в личном кабинете плательщика сформирует расчет размера обязательного отчисления. В этом расчете отражаются следующие сведения:
- наименование юрлица (Ф. И. О. ИП) и его ИНН,
- сумма дохода от распространения рекламы в интернете, сведения о доходе должны соответствовать бухгалтерскому учету, актам сдачи-приемки услуг и первичным документам лиц, которые делают обязательные отчисления,
- ставка отчислений (3 %),
- сумма рассчитанных отчислений к уплате в рублях и копейках (округление до целых рублей не допускается),
- сумма переплаты либо задолженности.
Расчет нужно проверить и подтвердить в течение 10 календарных дней со дня его оформления в личном кабинете путем подписания с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи. В этот же срок плательщик вправе представить уточненные сведения относительно расчета (п. 13, 15 Постановления № 1224). В таком случае Роскомнадзор в течение 5 календарных дней пересчитает размер отчислений к уплате. Если этого не сделать, расчет считается подтвержденным, а исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет (п. 16 –18 Постановления № 1224).
Подтвержденному расчету присваивается уникальный идентификатор начисления. Сумма, указанная в расчете, уплачивается электронным платежом или иным способом с указанием уникального идентификатора. После того как плательщик сделает обязательные отчисления, он получит уведомление об оплате (п. 14, 19, 20 Постановления № 1224).
Излишне уплаченные средства по заявлению плательщика засчитываются в счет погашения задолженности, в счет уплаты будущих платежей по рекламному сбору или возвращаются (п. 21 Постановления № 1224).
Мониторинг уплаты сбора
Также в Постановлении № 1224 предусмотрен порядок мониторинга полноты и своевременности уплаты рекламного сбора, который проводит Роскомнадзор.
Если ведомство в ходе мониторинга обнаружит неполную оплату отчислений, плательщику направят уведомление о выявленных нарушениях.
Если в течение 10 дней после получения уведомления сбор не будет уплачен, Роскомнадзор будет взыскивать его в судебном порядке.
Кроме того, неуплата рекламного сбора может стать поводом для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа:
- на граждан – от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц и ИП – от 4000 до 20 000 руб.;
- на организации – от 100 000 до 500 000 руб.