Комментарии законодательства

Изменились правила расчета среднего заработка для пособия по безработице

Дата публикации

Документ

Постановление Правительства России от 24.06.2023 № 1026

Комментарий

Безработные граждане имеют право на назначение пособия по безработице, в том числе за период нетрудоспособности (п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее – Закон № 1032-1). Для получения пособия необходимо встать на учет в органе службы занятости (ЦЗН) в качестве безработного. ЦЗН назначит пособие по безработице, которое рассчитывается в процентном соотношении к среднему заработку по последнему месту работы (ст. 3, 30, 31, 33 Закона № 1032-1).

До недавнего времени правила и порядок расчета среднего заработка для назначения пособия были установлены постановлением Правительства России от 14.09.2021 № 1552 (далее – Правила № 1552). С 4 июля 2023 года действуют новые Правила, утвержденные постановлением Правительства России от 24.06.2023 № 1026 (далее – Правила № 1026). Как и ранее, установлено, что средний заработок для получения пособия по безработице рассчитывает служба занятости, но в отдельных случаях такая обязанность возлагается на работодателя. Правила № 1026 изменили перечень случаев, когда это произойдет. Кроме того, изменения коснулись порядка расчета среднего заработка ЦЗН и работодателем.

Рассмотрим новшества подробнее.

За какой период рассчитывается средний заработок?

Главное отличие нового порядка расчета среднего заработка от установленного Правилами № 1552 состоит в расчетном периоде.

В соответствии с п. 2 Правил № 1026 средний заработок рассчитывается за 3 месяца, которые предшествовали календарному месяцу перед месяцем увольнения. Исключение составляют лица, уволенные с военной службы по призыву (им заработок рассчитывается за 3 месяца, которые предшествовали месяцу призыва).

Ранее средний заработок необходимо было рассчитывать за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в службу занятости. Таким образом, сейчас ключевым стал момент увольнения, в то время как раньше это был момент обращения за пособием.

Случаи, когда средний заработок рассчитывает работодатель

Изменения расчетного периода для определения среднего заработка повлекло пересмотр случаев, когда средний заработок рассчитывает работодатель.

В соответствии с новым порядком работодатель должен рассчитать средний заработок для назначения пособия по безработице в следующих случаях (п. 5 Правил № 1026):

Как работодатель должен считать средний заработок для назначения пособия по безработице?

Особенностью новых Правил № 1026 является то, что порядок содержит много отсылок к правилам расчета среднего заработка, установленным постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Для расчета используются те же выплаты, что и ранее, но они не перечисляются отдельно, а дается ссылка п. 2 Положения № 922 (п. 6 Правил № 1026). При этом перечень выплат по старым и новым правилам не отличается.

Новшество Правил № 1026 состоит в том, что отдельно обозначено, какие выплаты не включаются в расчет. Ранее такого перечня не было. Это выплаты, поименованные в п. 3 Положения № 922 (п. 8 Правил № 1026). Кроме того, отсылочными стали нормы о порядке расчета премий. Теперь они рассчитываются по правилам п. 15 Положения № 922 (п. 7 Правил № 1026). В прежних правилах был закреплен отдельный порядок расчета премий, несколько отличный от того, который установлен в Положении № 922 (п. 12 Правила № 1552).

Из новых Правил № 1026 исчезли нормы о порядке расчета среднего заработка при повышении окладов. В старых Правилах № 1552 этому были посвящены п. 14 и 15. Таким образом, повышение окладов в расчетном периоде и за его пределами (до увольнения сотрудника) больше не учитывается.

Средний заработок рассчитывается за расчетный период. Напомним, это три месяца, которые предшествовали календарному месяцу увольнения. При этом Правила № 1026 исключают из расчетного периода те же временные интервалы, что и п. 5 Положения № 922 (п. 9 Правил № 1026). Ранее такие периоды были поименованы отдельно (п. 7 Правил № 1552), но их перечень в новых и старых правилах идентичен.

Порядок замены расчетного периода при отсутствии в нем выплат или наличии исключаемых периодов в старых и новых правилах также практически идентичен. В соответствии с п. 10 и 11 Правил № 1026, как и прежде:

Если заработка не было в расчетном или в предшествующем периоде (за все 12 месяцев до увольнения) и в месяце увольнения, или эти периоды состояли из исключаемых, то средний заработок необходимо определять путем суммирования установленной тарифной ставки или оклада, надбавок и доплат к ним, а также компенсационных и стимулирующих выплат (за исключением выплат премиального характера) (п. 12 Правила № 1026). Это положение является новеллой, в Правилах № 1552 аналогичных норм не было, а при полном отсутствии выплат ратодатель указывал нулевой средний заработок в справке.

Порядок расчета среднего заработка для назначения пособия по безработице работодателем не поменялся. Согласно п. 13 Правил № 1026:

Установление сотруднику неполного рабочего времени на порядок расчета не влияет, т. е. в любом случае используется количество дней по производственному календарю, которые пришлись на отработанное время.

Если сотруднику установлен суммированный учет рабочего времени, то используется средний часовой заработок (п. 14 Правил № 1026). При этом:

Указанные формулы не применяются, если у сотрудника не было заработка за 12 месяцев до увольнения и в месяце увольнения. В этом случае средний заработок определяется путем суммирования оклада (тарифной ставки), надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат. При этом из указанной нормы непонятно, нужно ли отдельно определять средний дневной (часовой) заработок, и умножать его на среднемесячное число рабочих дней (рабочих часов по графику), либо в справке необходимо указать средний заработок в размере установленной оплаты труда.

Как служба занятости рассчитывает средний заработок для назначения пособия по безработице?

Как и ранее, служба занятости будет считать средний заработок на основе выплат по последнему месту работы на основе сведений о выплатах (п. 3 Правил № 1026). При этом из новой нормы исчезло указание на то, что на учитываемые выплаты должны быть исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которое было в п. 2 старых Правил № 1552. Таким образом, для расчета среднего заработка будут учитываться все выплаты, даже если они не облагалась страховыми взносами.

Принцип расчета не изменился. Средний заработок служба занятости будет считать путем деления суммы дохода гражданина за расчетный период или период, используемый в качестве расчетного, на количество месяцев в расчетном периоде (п. 4 Правил № 1026).

При этом (п. 3 Правил № 1026):

Из буквального толкования п. 3 Правил следует, что месяцы, которые используются при расчете, не обязательно должны быть отработаны полностью. Иными словами, сотрудник может быть в отпуске за свой счет часть месяца, этот месяц будет использоваться при расчете (за исключением случаев, когда на этот же месяц пришелся больничный). При этом если в месяце был хотя бы 1 день нетрудоспособности, он исключается.