Комментарии законодательства

Какие условия нельзя включать в договоры с потребителями с сентября 2022 года?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ

Комментарий

Статья 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон) устанавливает правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. С 1 сентября 2022 года в эту статью будут внесены изменения. Разберемся, какие правила начнут действовать с указанной даты.

Условия договора, ущемляющие права потребителей, ничтожны

Новая редакция ст. 16 Закона содержит новое понятие – "недопустимые условия договора". Под ними понимаются такие условия, которые ущемляют права потребителей, установленные международными договорами РФ и законодательством РФ в области защиты прав потребителей. Такие условия договора считаются ничтожными, то есть не подлежат применению (абз. 1 ч. 1 ст. 16). Если включение в договор такого условия повлекло причинение потребителю убытков, они должны быть возмещены продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме. Удовлетворить соответствующее требование потребителя необходимо в течение 10 дней со дня его предъявления (абз. 2, 3 ч. 1 ст. 16). Правило о необходимости возмещения убытков потребителю содержится и в действующей редакции ст. 16, однако срок удовлетворения этого требования в законе не прописан.

Какие условия договора будут считаться недопустимыми?

В отличие от действующей, новая редакция статьи 16 содержит более обширный перечень примеров недопустимых условий договора. Так, недопустимыми будут считаться:

Потребитель вправе указать на недопустимость условий договора

Если потребитель обоснованно указал на наличие в договоре недопустимых условий и потребовал исключить их, то по новым правилам отказать ему в заключении или изменении условий договора на этом основании нельзя. Более того, при поступлении такого требования от потребителя его нужно рассмотреть в течение 10 дней и сообщить заявителю о принятом решении.

Отказать в заключении договора без персональных данных потребителя нельзя

Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не сможет отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора только по той причине, что потребитель отказался предоставлять свои персональные данные. Исключения составляют только случаи, когда предоставление таких данных предусмотрено законом или непосредственно связано с исполнением договора.

Если потребитель потребует сообщить ему письменно о причинах и основаниях, по которым заключение, исполнение, изменение или расторжение договора без его персональных данных невозможно, ответ ему должен быть направлен в течение 7 дней со дня предъявления требования в той же форме, в которой было направлено требование (бумажная, электронная и т. д.). Если потребителю необходима соответствующая информация от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) в устной форме, она должна быть представлена потребителю немедленно.