Комментарии законодательства

Утвержден порядок контроля за применением онлайн-касс.

Дата публикации

Документ

Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 272

Комментарий

С 1 марта 2022 года организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре)…". Одна из особенностей нового порядка – отсутствие плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Специальное положение о контроле (надзоре) в сфере ККТ утвердило Правительство постановлением от 28.02.2022 № 272.

Профилактические мероприятия

Налоговые органы будут проводить следующие профилактические мероприятия:

Контрольные (надзорные) мероприятия

Наряду с профилактическими мероприятиями налоговики проводят следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (п. 17 Положения).

  1. Контрольная закупка.

    Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления. Проводится она (кроме случаев дистанционной закупки) в присутствии 2 свидетелей или 2 должностных лиц либо с применением видеозаписи. Контрольная закупка может включать осмотр и эксперимент (п. 23 Положения).

    После завершения контрольной закупки (кроме дистанционной) контролер объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение и копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа (ч. 7 ст. 67 Закона № 248-ФЗ).

    Если проверяющие выявили нарушения, может быть принято решение о необходимости формирования и печати контролируемым лицом отчета о текущем состоянии расчетов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, п. 23 Положения).

  2. Документарная проверка.

    Документарная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании имеющихся в распоряжении документов контролируемых лиц (ч. 1, 2 ст. 72 Закона № 248-ФЗ).

    Такая проверка может включать получение письменных объяснений, истребование документов, экспертизу. Срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Этот срок не включает (п. 24 Положения):

    • период с момента направления контролерами требования представить необходимые для рассмотрения документы до момента представления  документов;
    • период с момента направления контролируемому лицу, например, информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных документах и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления пояснений.
  3. Выездная проверка.

    Выездная проверка проводится при взаимодействии с контролируемым лицом в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения решений налоговой инспекции (ч. 1 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). О выездной проверке контролируемое лицо не уведомляется (п. 2.2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

    Выездная проверка проводится не дольше 10 рабочих дней. Она может включать осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертизу, эксперимент.

    Если проверяют малое предприятие, общий срок взаимодействия с проверяющими составляет 50 часов, а если микропредприятие – 15 часов.

    Для организации, которая ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству, обособленному подразделению, производственному объекту).

    Если выявлены нарушения, после оформления акта контролеры выдадут предписание об устранении нарушения с указанием сроков и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) ценностям, охраняемым законом (п. 28 Положения).

  4. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.

    Наблюдение за соблюдением обязательных требований представляет собой сбор и анализ данных о деятельности контролируемых лиц, в том числе (п. 25 Положения):

    • полученных при межведомственном взаимодействии;
    • предоставленных контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований;
    • содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах
    • из интернета;
    • полученных с использованием автоматических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи;
    • иных общедоступных данных.

    Данный вид контрольных (надзорных) мероприятий проводится без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий уполномоченных должностных лиц (п. 20 Положения).

    При проведении мероприятия не требуется принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 19 Положения).

    К примеру, если выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) ценностям, охраняемым законом, налоговая инспекция может принять следующие решения (п. 26 Положения):

    • решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
    • решение об объявлении предостережения;
    • решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
  5. Выездное обследование.

    В ходе выездного обследования оценивается соблюдение обязательных требований (ч. 1 ст. 75 Закона № 248-ФЗ). Как и наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование проводится на основании заданий уполномоченных должностных лиц без взаимодействия с контролируемым лицом (п. 20 Положения).

    Контролируемое лицо предварительно не уведомляется. При выездном обследовании на общедоступных производственных объектах (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) может совершаться осмотр (п. 27 Положения).

    В случае выявления проверяющими признаков нарушений они вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Если с момента начала контрольной закупки и до ее завершения фискальные данные налоговая инспекция не получила, акт составляется и направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.

    При проведении мероприятия не требуется принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 19 Положения).

Аудиофиксация, фотофиксация и видеофиксация

Для фиксации доказательств нарушений проверяющими может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись (п. 30 Положения).

Фотосъемка при необходимости используется для фиксации нарушения обязательных требований при проведении осмотра (п. 31 Положения).

Видеозапись при необходимости используется в случаях (п. 32 Положения):

Аудиозапись при необходимости используется при проведении опроса (если есть письменное согласие контролируемого лица) (п. 33 Положения).

Кроме того, видео- и аудиозапись применяются, если контролируемое лицо или его представитель отказывается от письменного объяснения (при его согласии давать устные объяснения) (п. 32, 33, 34 Положения).

Итоги проверки

По окончании контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (контрольная закупка, документарная проверка, выездная проверка), составляется акт. Он оформляется на месте (за исключением документарной проверки) в день окончания мероприятия (п. 36, 37 Положения).

Если выявлено нарушение, в акте конкретизируется, какая именно норма нарушена (п. 38 Положения). Контролируемое лицо (или его представитель) знакомится с содержанием акта и подписывает его. В случае отказа от подписания в акте делается соответствующая отметка (ст. 88 Закона № 248-ФЗ, п. 39 Положения). После оформления акта контролируемому лицу выдается предписание об устранении нарушений с указанием сроков (п. 40 Положения).

Если проводилась документарная проверка, акт направят в электронном виде (ч. 2 ст. 88 Закона № 248-ФЗ, п. 39 Положения).

Организации и предприниматели, которые посчитают, что их права нарушены, могут в досудебном порядке обжаловать (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ, п. 41 Положения):

Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 43 Положения).