Комментарии законодательства

С 2022 года снижен порог численности для представления персонифицированной отчетности и расчета 4-ФСС в электронной форме

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 30.12.2021 № 474-ФЗ

Комментарий

Федеральным законом от 30.12.2021 № 474-ФЗ (далее – Закон № 474-ФЗ) внесены поправки в законодательство о персонифицированной отчетности и взносах "на травматизм" в части порядка представления отчетности. Изменения действуют с 10.01.2022.

В основном они касаются критерия численности физлиц, при котором работодатель обязан отчитываться исключительно в электронной форме. В то же время предусмотрены и некоторые иные новшества. Далее расскажем подробнее.

Подавать персонифицированную отчетность и расчет по форме 4-ФСС теперь можно через представителя

Работодатели получили право представлять персонифицированную отчетность и отчетность по взносам "на травматизм" через уполномоченного или законного представителя. У уполномоченного представителя должна быть доверенность (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Причем доверенность может быть выдана в форме электронного документа и подписана усиленной квалифицированной ЭП. Формат таких электронных документов утвердит ПФР и ФСС России (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Электронная доверенность может быть машиночитаемой. Подробнее об этом см. комментарий.

Отчитываться только в электронной форме необходимо, если численность физлиц превышает 10 человек

В соответствии с обновленной редакцией абз. 3 п. 2 ст. 8, абз. 1 п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ и п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ работодатели, у которых численность физлиц за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, обязаны отчитываться только в электронной форме.

Ранее в электронном виде работодателям необходимо было подавать:

Таким образом, Законом № 474-ФЗ унифицированы (в части условия о численности физлиц) правила подачи указанных форм отчетности. Тем не менее отдельные особенности все же нужно учитывать.

Так, для целей персотчетности необходимо определить численность застрахованных лиц. При подаче форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ это лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договоры (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). А при подаче форм ДСВ-3 (реестр лиц, за которых перечислены средства на накопительную пенсию), а также СЗВ-ТД – лиц, с которыми оформлены трудовые договоры (абз. 1 п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ).

Напомним, что отчетными периодами, за которые рассчитывается численность физлиц, являются:

При установлении способа представления формы 4-ФСС теперь не нужно определять среднесписочную численность физлиц. Работодателям необходимо рассчитывать общую численность физлиц за предыдущий расчетный период (то есть календарный год), в пользу которых произведены выплаты (абз. 5 п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ).

Также обращаем внимание, что поправки затронули и закон о софинансировании накопительной пенсии. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ работник, изъявивший желание добровольно уплачивать взносы на накопительную пенсию, подает заявление об этом в ПФР. Заявление он вправе подать и через работодателя. В течение трех дней с даты получения заявления от физлица работодатель должен передать его в ПФР. Если численность работников за предшествующий отчетный период (квартал) свыше 10 человек, заявление необходимо подать в электронной форме. Ранее требование об обязательной электронной форме касалось работодателей с численностью физлиц 25 и более человек.