Документ
Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230
Комментарий
В соответствии со статьей 353 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда в лице Роструда и его территориальных органов (далее – трудовая инспекция). При проведении проверок трудовая инспекция руководствуется трудовым кодексом, а также положением о федеральном государственном контроле (надзоре), утверждаемом Правительством РФ. Такое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее – Положение), оно применяется с 23.07.2021 и действует до 01.06.2023. Ранее действовавшее положение, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, утратило силу с 22.07.2021. Рассмотрим нормы нового Положения, которые могут быть интересны работодателям.
При проверках продолжат применять риск-ориентированный подход
При проверках трудовая инспекция продолжит использовать риск-ориентированный подход, который в последнее время применяется при проведении большинства проверок в России. Этому посвящен раздел II Положения. Суть этого подхода заключается в том, что работодателей относят к той или иной категории риска нарушения норм трудового законодательства. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться в его отношении плановые выездные проверки. Всего предусмотрено 5 категорий риска – высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. Порядок отнесения работодателя к той или иной категории осуществляется по правилам, закрепленным в приложении к Положению. Критериями для отнесения к определенной категории риска являются, например, уровень травматизма на производстве, наличие задолженности по заработной плате, наличие несчастных случаев и т. д.
Решение об отнесении к категории риска принимается руководителями Роструда или его территориального органа. Процедура проводится до 1 июля каждого года. На основании ее результатов составляется план проверок на следующий год. Сведения об отнесении к категориям риска публикуются на сайте трудовой инспекции.
Плановые выездные проверки проводятся в отношении работодателей, отнесенных к категории:
- высокого риска – один раз в 2 года;
- значительного риска – один раз в 3 года;
- среднего риска – один раз в 5 лет;
- умеренного риска – один раз в 6 лет;
- низкого риска – проверки не проводятся.
Профилактика нарушения трудового законодательства
В отличие от ранее действовавшего положения новое предусматривает проведение сотрудниками трудовой инспекции профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушения норм трудового права и прав работников. Ранее они также применялись трудовой инспекцией, однако в старом Положении о проверках они прописаны не были. В частности, предусмотрены такие профилактические мероприятия, как:
- информирование (трудовая инспекция размещает в общедоступных источниках информацию об обязательных требованиях в сфере трудового законодательства);
- обобщение правоприменительной практики (трудовая инспекция систематизирует и обобщает наиболее значимые судебные решения по трудовым спорам);
- объявление предостережения (трудовая инспекция вправе выдать работодателю предостережение о недопустимости нарушения трудового законодательства, если у нее есть основания полагать, что такие нарушения произошли (без причинения вреда) или могут произойти). Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения вправе подать в трудовую инспекцию возражение;
- консультирование (сотрудники трудовой инспекции должны отвечать на вопросы работодателей о применении и соблюдении трудового законодательства);
- профилактический визит (сотрудник трудовой инспекции посещает работодателя лично или проводит профилактическую беседу по видео-конференц-связи).
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
- объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
- контролируемых лиц, начинающих деятельность в сферах с высоким уровнем производственного травматизма.
Подробнее о порядке и сроках проведения профилактических мероприятий можно почитать в разделе III Положения.
Формы проверок не изменятся
Порядку и формам проведения проверок, а также оформлению их результатов посвящены разделы IV и V Положения. Трудовая инспекция будет проводить государственный контроль (надзор) посредством проведения таких мероприятий, как:
- инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, которые должны быть в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
- рейдовый осмотр (проводится по согласованию с органами прокуратуры, за некоторым исключением). В ходе осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Раньше применялись только документарные и выездные проверки. Первые три мероприятия осуществляются исключительно на внеплановой основе. Плановые выездные проверки проводятся на основании плана проверок на календарный год, согласованный с прокуратурой.
Плановые проверки, запланированные на 2021 год и дата начала которых установлена на 23.07.2021, проводятся по правилам, утвержденным новым Положением.
Любое контрольное (надзорное) мероприятие может быть перенесено по заявлению работодателя, если он не может присутствовать на нем из-за временной нетрудоспособности или форс-мажорных обстоятельств (за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия).
Решение трудовой инспекции можно обжаловать
Решение, вынесенное сотрудниками трудовой инспекции по результатам проверки, можно обжаловать, как и раньше. Это следует из раздела VI Положения. Порядок обжалования подробно прописан в ст. 39 – 43 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 с 1 июля 2021 года в отношении решений, принятых трудовой инспекцией, действует обязательный досудебный порядок обжалования.
Жалобы на решения территориального органа трудовой инспекции, действия (бездействие) его должностных лиц рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа или Федеральной трудовой инспекцией.
Жалобы на действия (бездействие) руководителя (заместителя) территориального органа трудовой инспекции рассматриваются Федеральной трудовой инспекцией.
Жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной трудовой инспекцией рассматриваются руководителем Федеральной трудовой инспекции.
Напомним, что решения, вынесенные трудовой инспекцией, можно обжаловать и через портал Госуслуг. Подробнее об этом читайте здесь.