Комментарии законодательства

Что меняется в работе с электронными подписями с 1 января 2022 года?

Дата публикации

Документ

Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ, Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ

Комментарий

Поправки, принятые Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ. (далее – Закон № 476-ФЗ), постепенно меняют порядок работы с электронными подписями (речь, прежде всего, идет об усиленных квалифицированных электронных подписях). Конечная цель новшеств состоит в выдаче электронных подписей на организацию только руководителям (иному физическому лицу, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности). Все остальные физические лица (сотрудники или иные представители юрлица) смогут подписывать электронные документы юрлиц только при наличии оформленной на себя электронной подписи и специальной доверенности (официальное название: доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде, часто употребляемое в деловом обороте, – "машиночитаемая доверенность, МЧД").

Очередные новшества, призванные упростить переход на новый порядок работы, внесены в Закон № 476-ФЗ комментируемым Федеральным законом от 30.12.2021 № 443-ФЗ (далее – Закон № 443-ФЗ).

Напомним, с 1 июля до 31 декабря 2021 года удостоверяющие центры, аккредитованные по новым правилам после 01.07.2020 (АУЦ), могли выдавать электронные подписи в прежнем порядке. Список АУЦ можно уточнить на сайте Минцифры России.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ было установлено, что такие подписи можно использовать до 1 января 2022 года. Однако в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 443-ФЗ, срок использования таких подписей продлевается до 31.12.2022 (ч. 2.7 ст. 3 Закона 3 476-ФЗ в ред. п. 2 ст. 3 Закона).

При этом АУЦ, аккредитованные по новым правилам, сохраняют право выдавать сотрудникам организаций электронные подписи в прежнем порядке (то есть по доверенности) до 31 декабря 2022 года (ч. 2.4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. п. 2 ст. 3 Закона № 443-ФЗ).

Таким образом, переходный период продлен на весь 2022 год.

Вступившие в силу изменения позволяют до 31.12.2022 подписывать электронные документы:

  • квалифицированной электронной подписью организации или ИП, выданной АУЦ до 31 декабря 2021 года, если владельцем сертификата является руководитель организации (иное лицо, которое может действовать без доверенности от имени юрлица) или физическое лицо со статусом ИП (ч. 2.3 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. п. 2 ст. 3 Закона № 443-ФЗ);
  • квалифицированной электронной подписью организации, выданной АУЦ до 31 декабря 2022 года по доверенности физическому лицу – не руководителю (то есть лицу, которое не может действовать от имени организации без доверенности, т. е. в старом порядке). В этом случае машиночитаемая доверенность не нужна (ч. 2.4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. п. 2 ст. 3 Закона № 443-ФЗ).

Отметим, что действующие нормы позволяют также до 31.12.2022 подписывать документы квалифицированной электронной подписью предпринимателя, выданной АУЦ до 31 декабря 2021 года физическому лицу – представителю ИП (в старом порядке по доверенности). В этом случае машиночитаемая доверенность также не нужна (ч. 2.6 ст. 3 Закона № 476-ФЗ в ред. п. 2 ст. 3 Закона № 443-ФЗ). Однако эта норма на практике работать не будет, поскольку технической возможности выдавать такие сертификаты у АУЦ нет.

Если срок действия квалифицированной электронной подписи, указанной выше (точнее, срок действия сертификата подписи), закончится в период с 1 января по 31 декабря 2022 года, то получить новый сертификат квалифицированной электронной подписи можно:

  • для руководителей юрлиц и ИП – в УЦ ФНС России (либо у доверенных лиц);
  • для сотрудников организаций по доверенности (с указанием организации в сертификате ) – в АУЦ;
  • для физлиц – в АУЦ.

После 31.12.2022 года получить новую квалифицированную электронную подпись (сертификат) можно:

  • для руководителей юрлиц и ИП – в УЦ ФНС России (либо у доверенных лиц);
  • для физлиц – в АУЦ.

Удостоверяющий центр ФНС России выдает сертификаты для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов с 1 июля 2021 года (см. информацию ФНС России). Для этого руководителю необходимо (п. 22, 25 приказа ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@):

  • предварительно записаться в территориальный налоговый орган;
  • лично подать заявление о выпуске подписи;
  • пройти идентификацию (для первого получения необходимо приехать лично);
  • взять с собой СНИЛС, паспорт и защищенный носитель и документацию на него (можно купить в УЦ или использовать имеющийся, например, по данным ФНС России, это Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям).

Предполагается, что после окончания переходного периода сотрудники и уполномоченные лица будут подписывать документы организации своими личными подписями. Такая подпись содержит только Ф. И. О. гражданина без указания организации, в которой он работает или которую он представляет. Как было указано выше, подписывать документы от имени юрлиц или ИП такие представители смогут только при наличии машиночитаемой доверенности.

Отметим, что положения о подписании документов от имени организаций и предпринимателей квалифицированными электронными подписями физических лиц с использованием машиночитаемой доверенности вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Такие изменения в п. 14 ст. 1 Закона № 476-ФЗ внес п. 1 ст. 3 Закона № 443-ФЗ.